В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).
Таблица 1 Список детей
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
имя ребенка |
возраст |
имя ребенка |
возраст |
Даша Я. |
6 лет 4 мес. |
Настя Д. |
6 лет 8 мес. |
Алена Д. |
6 лет 6 мес. |
Антон С. |
6 лет 4 мес. |
Таня М. |
6 лет 8 мес. |
Миша А. |
6 лет 3 мес. |
Саша Д. |
6 лет 3 мес. |
Катя К. |
6 лет 2 мес. |
Оксана Л. |
6 лет 2 мес. |
Саша Т. |
6 лет 8 мес. |
Андрей Г. |
6 лет 7 мес. |
Маша К. |
6 лет 3 мес. |
Андрей И. |
6 лет 3 мес. |
Миша П. |
6 лет 7 мес. |
Сергей Л. |
6 лет 8 мес. |
Семен С. |
6 лет 4 мес. |
Настя Ф. |
6 лет 5 мес. |
Настя К. |
6 лет 3 мес. |
Марина П. |
6 лет 7 мес. |
Лена С. |
6 лет 7 мес. |
Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.
Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня развития связной монологической речи.
Методика 1
Составление рассказа по картинке.
Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.
Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.
Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.
Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.
Анализ результатов.
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).
балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).
балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).
Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы
№ |
Имя ребенка |
Баллы |
Уровень развития |
1. |
Даша Я. |
1 |
низкий |
2. |
Алена Д. |
2 |
средний |
3. |
Таня М. |
3 |
высокий |
4. |
Саша Д. |
2 |
средний |
5. |
Оксана Л. |
2 |
средний |
6. |
Андрей Г. |
1 |
низкий |
7. |
Андрей И. |
1 |
низкий |
8. |
Сергей Л. |
2 |
средний |
9. |
Настя Ф. |
1 |
низкий |
10. |
Марина П. |
3 |
высокий |
Прочие материалы:
Выводы.
Проведя эту научно-исследовательскую работу, я узнала и открыла для себя много нового в плане общения с матерью, о роли семьи в жизни человека.
Мать для ребенка это самое первое и светлое, что он видит перед собой после рождения. Мать – ...
Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из–за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огром ...
Исследование свойств темперамента студентов
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образо ...
Навигация