Виды агрессии и их характеристики

Страница 1

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также не преднамеренное столкновение на тротуарах. Под это определение попадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже “дразнилки”.[19]

Это определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: СОЦИАЛЬНАЯ агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и МОЛЧАЛИВАЯ агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

У людей психологи различают 2 типа агрессии:

· враждебная агрессия

· инструментальная агрессия

Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель – причинить вред. Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели. В этом случае причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.[3]

Под агрессией

, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность

, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

"Психологический словарь" под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия

- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).[8]

Л.А. Ганова определяет агрессию

как защитную реакцию на фрустрирующую ситуацию неопределенности. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, может иметь различную степень выраженности, ведомости, конформности, чрезмерное развитие. Агрессивность деформирует структуру личности, которая становится конфликтной, неспособной к кооперации. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным, т.к. сам акт агрессии может и не принимать социально опасные и неодобряемые формы – речь идет о так называемой социализированной агрессии – т.е. научение субъекта выражать агрессию в социализированных формах, применяемых в рамках данной культуры. Склонность субъекта выражать агрессию в социализированных формах зависит от направленности личности и уровня ее интеллектуального развития.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

• Целевая агрессия

• Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.[7]

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Фемининность мужчин
«В России "настоящих мужчин" нет, не было и быть не может. Мужчина состоит из свободы, чести, гипертрофированного эгоизма и чувств. У русских первое отняли, второе потерялось, третье отмерло, четвертое - кисель с пузырями». Вик ...

Общение со сверстниками и субкультура
Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить р ...

Лечение
У детей в результате того, что самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного сознания болезни. В младшем возрасте еще не сформировано "чувство болезни" - и жалобы ребенка, как правило, скудны и неопределенны, ...