Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также не преднамеренное столкновение на тротуарах. Под это определение попадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже “дразнилки”.[19]
Это определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: СОЦИАЛЬНАЯ агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и МОЛЧАЛИВАЯ агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
1.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
У людей психологи различают 2 типа агрессии:
· враждебная агрессия
· инструментальная агрессия
Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель – причинить вред. Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели. В этом случае причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.[3]
Под агрессией
, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность
, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
"Психологический словарь" под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия
- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).[8]
Л.А. Ганова определяет агрессию
как защитную реакцию на фрустрирующую ситуацию неопределенности. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, может иметь различную степень выраженности, ведомости, конформности, чрезмерное развитие. Агрессивность деформирует структуру личности, которая становится конфликтной, неспособной к кооперации. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным, т.к. сам акт агрессии может и не принимать социально опасные и неодобряемые формы – речь идет о так называемой социализированной агрессии – т.е. научение субъекта выражать агрессию в социализированных формах, применяемых в рамках данной культуры. Склонность субъекта выражать агрессию в социализированных формах зависит от направленности личности и уровня ее интеллектуального развития.
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
• Целевая агрессия
• Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.[7]
Прочие материалы:
Подходы к изучению
личности в отечественной и зарубежной психологии
Для изучения особенностей развития личности ребенка необходимо рассмотреть понятие личности в психологии. В зарубежной психологии позиции авторов относительно определения личности различны. Так, например, Г. Айзенк (1947) определяет лично ...
Механизм манипулятивного воздействия в СМИ
Проблема психологического воздействия СМИ - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе влияния СМИ остается открытым, сами возможности воздействия различны, и особенности воспри ...
Кризис трех лет
Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфиче ...
Навигация