Учение как деятельность

Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.

Что же представляет собой деятельность учения? Любая деятельность — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д.

Если учение — это деятельность, то может ли оно осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования показали, что человек способен осуществлять особую гностическуюдеятельность. Цель ее — познание

окружающего мира. Учение выражается в активной, гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации

, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.

Внешняя гностическая деятельность

обязательна для учения, когда в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия.

Если ученик не владеет еще определенными образами, понятиями и действиями, то учение начинать надо с предметной гностической деятельности, в противном случае учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. [3;19]

Типы учебной ситуации.

Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями. Такие мотивы могут быть двух типов — внешние

и внутренние

. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер, а выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Данная ситуация является конфликтной

, поэтому связана со значительным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой.

К внутренним мотивам

относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели

. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта и связаны с преодолением трудностей, встречающихся в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но это усилия, направленные на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой.[3;23]

Прочие материалы:

Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
Групповая динамика- этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая ...

Особенности ведущей деятельности
Как отмечает Е. О. Смирнова, признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которо ...

Результаты и анализ экспериментальной работы
По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. К высокому уровню детско-родительских отношений относятся ...