Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Психология развития » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Страница 1

Психические состояния воина в бою - это временные целостные состояния его психики в боевой обстановке, определяющие уровень влияния боевых стресс-факторов на его поведение, протекание психических процессов и на саму боевую деятельность.

К психическим состояниям относятся: подъем, боевой порыв, воодушевление, бодрость, уверенность, готовность, решительность, неуверенность, страх, ужас, утомленность, тоска, печаль и другие. Они характеризуются силой, продолжительностью и динамичностью.

По доминирующему влиянию на боевую деятельность психические состояния воинов можно разбить на две группы.

Положительные: уверенность, бодрость, подъем, приподнятость, боевой порыв, готовность к активным действиям и т.д.

Отрицательные: неуверенность, страх, ужас, утомленность, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость и т.д.

Психические состояния, как положительные, так и отрицательные, влияют на ход и достижение результатов боевой деятельности, использование знаний, навыков, умений, процесс адаптации к стресс-факторам боя.

Визуально психическое состояние бойца проявляется в позе, психомоторике, выражении лица, мимических реакциях, жестах, интонациях и тембре голоса. Например, состояние смелости обычно сопровождается выпрямлением фигуры, ускорением речи, блеском глаз. Военнослужащий, охваченный неуверенностью, сутулится, темп его речи замедлен, ее тон понижен. В условиях опасности выразительные движения становятся еще более разнообразными в силу того, что некоторые из них возникают и проявляются непроизвольно, спонтанно. «Внешний рисунок» поведения одного воина положительно или отрицательно влияет на психику и действия других в зависимости от того, какую информацию он несет, как воспринимается (пассивно, активно, сознательно или некритически)[8].

Психическое состояние военнослужащего в данное время и конкретных боевых обстоятельствах обусловлено его прошлым опытом (участием в боевых действиях, боевыми успехами или неудачами), сформированными до этого волевыми, моральными и другими качествами.

Обобщая опыт выполнения боевых задач в локальных военных конфликтах, отмечают, что у одних воинов возникало чувство страха, у других, наоборот, - мобилизация духовных и физических сил. Сказывается зависимость форм поведения от характера, темперамента и других свойств личности. Военнослужащие, обладающие различным опытом, ведут себя неодинаково. Новички проявляют чрезмерную осторожность, точно выполняют меры безопасности. Более опытные ведут себя раскованно, свободно. В их деятельности не видно признаков напряженности. «Привыкание» людей к воздействию стресс-факторов боя ведет к притуплению чувства опасности и, как следствие, пренебрежению мерами безопасности. Формирование у военнослужащих правильных представлений об обстановке - один из важнейших элементов управления их психическими состояниями. Самым сильным средством, стимулирующим боевую активность, является личный пример командира[9].

Взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера в воинском коллективе всегда оказывают влияние на психические состояния бойцов. Состояния вызываются значимыми для личности воина или же слабыми, но длительно действующими воздействиями. Особенности состояний бойца зависят прежде всего от психических свойств его личности, мотивации, боевого мастерства, типа нервной системы, а также процессов и результатов деятельности.

Исследования показывают, что психические состояния воина-специалиста в период применения боевой техники зависят от таких факторов, как ее общая конструкция, удобство и надежность в эксплуатации, условия обитаемости, соответствие психофизиологическим особенностям человека. К этому присоединяется влияние опыта боевой работы.

Особым отрицательным психическим состоянием является психическая напряженность. Она вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необходимостью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с большими трудностями.

Степень напряженности в условиях боя, ее длительность и влияние на деятельность зависят не только от характера боевой задачи, обстановки, вида оружия, но и от индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы, эмоциональной устойчивости. Поэтому в одной и той же ситуации степень напряженности у разных людей бывает разная. Напряженность как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения подростков
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются ...

Интернет как метаперсонифицирующая среда
Здоровая личность активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя. Э. Эриксон. "Идентичность: юность и кризис". Интернет, как никакое другое и ...

«Будь свободным!»
В Евангелии от Луки 4:16 говорится, что когда Иисус пришел в Назарет, Он «вошёл по обыкновению своему в день субботний, в синагогу и встал читать». Это было для него обычным делом: Он изучал. Он размышлял. Он был научен и обучен в слове Б ...