Мотивация учебной деятельности.

Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они связываются с источниками определенной активности

человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории:

1. Внутренние источники

Они определяются потребностямичеловека и могут иметь как врожденный

характер, выражающий органические потребности организма, так и обретенныйхарактер, выражающий социальные потребности, формируемые обществом.

Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учения имеют потребность в активности

и потребность в информации

.

Среди общественно формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности

и положительные социальные потребности

2. Внешние источники

.

Они определяются общественными условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования, ожидания и возможности.

Требования

предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения.

Ожидания

характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и формы деятельности оно считает нормальным для данного индивида.

Возможности

— это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека.

3. Личные источники

.

Они определяются интересами, стремлениями, установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями

. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, само-утверждение, самовыражение, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы. Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека. [3;8;19]

. Виды учебных и обучающих действий.

Существует три основных вида учебных действий.

Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений. Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам.

Второй вариант обучения имеет вид естественного самонаучения. Учение здесь складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, «усмотрение» и осмысливание, творческая деятельность.

Наконец, третий вариант обучения предполагает наличие направляемой познавательной активности ученика. Учение в нем складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки.

Для каждого из этих обучающих действий характерны свои способы управления деятельностью ученика, свои концепция и методы обучения. Так, преподнесение готовых знаний и умений выражается в концепции обучения как преподавания. Для него типичны следующие методы: сообщение, разъяснение, преподнесение, показ. Естественное самонаучение отражается в концепции обучения как стимуляции. Характерные для него методы - пробуждение интереса, удивления, любопытства. Наконец, такой вид обучающих действий, как направление познавательной активности, выражает концепцию обучения как руководства. Его типичные методы— постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование и т .п. [3;8]

Прочие материалы:

Особенности взаимоотношений
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковых размышлений. Конечно возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок ...

Факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образ ...

Психологическое влияние архетипов в рекламном сообщении на покупательское поведение
В рекламной практике можно выделить основные психологические концепции, которые являются полем поиска и применения определенного круга приемов рекламной психотехники: 1) вербально - суггестивная техника, как способ словесного внушения; ...