Для сопоставления результатов в группе исследуемых неполных семей, с целью проверки взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Назначение рангового коэффициента корреляции. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Описание метода. Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых:
1) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);
2)две групповые иерархии признаков;
3)индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка у младших школьников в неполных семьях (N =13)
Переменная а |
Переменная b |
d |
d2 | ||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги | ||
19 |
2 |
2 |
3,5 |
1,5 |
2,25 |
15 |
1 |
2 |
3,5 |
2,5 |
6,25 |
43 |
5,5 |
3 |
9 |
3,5 |
12,25 |
52 |
12,5 |
3 |
9 |
-3,5 |
12,25 |
43 |
5,5 |
2 |
3,5 |
-2 |
4 |
50 |
9 |
2 |
3,5 |
-5,5 |
30,25 |
51 |
10,5 |
4 |
12,5 |
2 |
4 |
46 |
7,5 |
2 |
3,5 |
-4 |
16 |
46 |
7,5 |
3 |
9 |
1,5 |
2,25 |
42 |
4 |
3 |
9 |
5 |
25 |
52 |
12,5 |
4 |
12,5 |
0 |
0 |
30 |
3 |
2 |
3,5 |
0,5 |
0,25 |
51 |
10,5 |
3 |
9 |
-1,5 |
2,25 |
Сумма |
91 |
91 |
0 |
117 |
Прочие материалы:
Кризис трех лет
Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфиче ...
Социально–педагогические
подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного
возраста
Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста
всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет вос ...
Общая характеристика воображения
Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта; в создании программы поведения при нео ...
Навигация