Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Психология развития » Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка » Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Страница 5

В семьях 18, 31 преобладает такой тип воспитания как "ежовые рукавицы". Семьи – полные, папы в этих семьях военные, мальчики здесь получают военное воспитание, самооценка у детей высокая.

В семьях 7, 8, 16, 21 преобладает такой тип воспитания как "противоречивое воспитание". Семьи – полные, в семьях 7, 8 – девочки, в семьях 16, 21 – мальчики. В данных семьях у каждого родителя свой стиль воспитания, поэтому дети не всегда понимают, что требуют от них родители. В семьях 7, 8, 16 у детей средняя самооценка, в семье 21 у ребенка высокая самооценка.

В семьях 17, 24 преобладает такой тип воспитания как "смена образцов воспитания". Семьи – полные. В семье 17 воспитывается девочка – самооценка высокая, в семье 24 воспитывается мальчик – самооценка средняя. В данных семьях родители воспитывают своих детей в зависимости от жизненных ситуаций, то есть ребенок провинился – авторитарный стиль воспитания, ребенок хорошо себя ведет – либерально-попустительский стиль воспитания.

В семьях 4, 5, 12, 20, 29 преобладает такой тип воспитания как "повышенная моральная ответственность". Семьи 4, 5, 12, 20 – полные, в семье 5 воспитывается мальчик, в семьях 4, 12, 20 – девочки. Семья 29 – неполная, здесь воспитывается мальчик. Самооценка у детей средняя.

Таким образом, в семьях где у детей низкая самооценка, родители пытаются сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты. В таких ситуациях ребенок оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.

В семьях, где у детей высокая самооценка, ярко выражена установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. ставит перед собой высокие цели и чаще добивается успеха, он независим, самостоятелен, коммуникабелен, убежден в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочие материалы:

Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с ...

Понятие о воображении
В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных. По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предме ...

Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24]. Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и ка ...