Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Психология развития » Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка » Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Страница 5

В семьях 18, 31 преобладает такой тип воспитания как "ежовые рукавицы". Семьи – полные, папы в этих семьях военные, мальчики здесь получают военное воспитание, самооценка у детей высокая.

В семьях 7, 8, 16, 21 преобладает такой тип воспитания как "противоречивое воспитание". Семьи – полные, в семьях 7, 8 – девочки, в семьях 16, 21 – мальчики. В данных семьях у каждого родителя свой стиль воспитания, поэтому дети не всегда понимают, что требуют от них родители. В семьях 7, 8, 16 у детей средняя самооценка, в семье 21 у ребенка высокая самооценка.

В семьях 17, 24 преобладает такой тип воспитания как "смена образцов воспитания". Семьи – полные. В семье 17 воспитывается девочка – самооценка высокая, в семье 24 воспитывается мальчик – самооценка средняя. В данных семьях родители воспитывают своих детей в зависимости от жизненных ситуаций, то есть ребенок провинился – авторитарный стиль воспитания, ребенок хорошо себя ведет – либерально-попустительский стиль воспитания.

В семьях 4, 5, 12, 20, 29 преобладает такой тип воспитания как "повышенная моральная ответственность". Семьи 4, 5, 12, 20 – полные, в семье 5 воспитывается мальчик, в семьях 4, 12, 20 – девочки. Семья 29 – неполная, здесь воспитывается мальчик. Самооценка у детей средняя.

Таким образом, в семьях где у детей низкая самооценка, родители пытаются сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты. В таких ситуациях ребенок оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.

В семьях, где у детей высокая самооценка, ярко выражена установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. ставит перед собой высокие цели и чаще добивается успеха, он независим, самостоятелен, коммуникабелен, убежден в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.

Родители принимают ребенка таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочие материалы:

Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей
Изучение ценностей старшеклассников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собст ...

Особенности ведущей деятельности
Как отмечает Е. О. Смирнова, признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которо ...

Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Кризис новорожденности. Первый критический период развития ребенка — период новорожденностн. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит п ...