Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Психология развития » Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка » Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Страница 1

Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики.

Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям"

Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).

Инструкция. В предлагаемом опроснике находится ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят порядковые номера. Эти же порядковые номера найдете вы и в "Бланке для ответов". Номера тех утверждений на опроснике, с которыми вы полностью согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.

График № 1 Отношение родителей к детям

Согласно графических данных, можно сделать вывод о том, что в группе преобладают повышенная моральная ответственность родителей в полных семьях (12,4%), противоречивое воспитание (12,4%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, "ежовые рукавицы" - 15,5%). Для неполных семей характерны такие стили воспитания как: кумир семьи (12,4%), гиперопека (6,2%), кронпринц (9,3%), а также безнадзорность (6,2%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности.

Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке"

Тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (см. Приложение 2).

Инструкция. Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

График № 2 Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в группе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (49,6%), особенно в неполных семьях (31%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Но ещё среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку (15,5%). В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье.

Методика 3. "Какой Я?"

Данная методика разработана Р.С. Немовым и предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Приложение. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы (см. Приложение 3)

График № 3 Уровень самооценки ребенка

Согласно приведенным данным необходимо отметить, что у большинства детей из полных семей преобладает адекватная самооценка (34,1%), а это значит, что дети руководствуются своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Положительно влияет на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

У детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка (34,1%). Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения. Таким образом, детям из неполных семей необходимо повышать уровень самооценки до адекватной, так как по мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165]. Способность ощущать дана нам и всем ...

Нарушение влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышления
Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки: ...