Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Психология развития » Влияние стиля семейного воспитания в полных и неполных семьях на отношение к себе у ребенка » Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

Страница 4

Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:

где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;

b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;

В данном случае, в ряду А присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а1 = 2, а2 = 2.

В ряду В присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом b1= 3, b2=2, b3=4, b4=5, b5=2.

Для расчета эмпирического значения rs: используем формулу

В данном случае

Определим критические значения rs при N = 19

rs эмп > rs кр (р £ 0,01)

Корреляция между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка в полных семьях, статистически значима (р£0,01) и является положительной.

Значит наше предположение, о том, что родительское отношение в полных семьях влияет на уровень самооценки ребенка, подтвердилось.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

Проведенное исследование выявило следующие результаты.

В семьях 2, 9, 10, 19, 27 преобладает такой тип родительского отношения как "кумир семьи". Семья 2 – полная, девочка в этой семье единственный ребенок, воспитывается папой и мамой, имеет высокую самооценку. Семьи 9, 10, 19, 27 – неполные: в семье 9 девочка, единственный ребенок в семье, воспитывается мамой и бабушкой, материальное положение ниже среднего, самооценка низкая; в семье 10 мальчик, воспитывается отцом; отец занимается бизнесом, материальное положение хорошее, но ребенок считает, что отец уделяет ему недостаточно внимания, поэтому у ребенка самооценка низкая; в семье 19 мальчик воспитывается мамой, есть старшая сестра, мальчик считает, что ему не хватает отца, самооценка низкая; в семье 27 девочка воспитывается отцом, ребенку не хватает матери, самооценка низкая.

В семьях 13, 28, 25, 32 преобладает такой тип родительского отношения как "гиперопека". Семьи 13, 28 – полные, родители в возрасте: в семье 13 мальчик – единственный ребенок, поздний, самооценка высокая; в семье 28 девочка, которую воспитывают и родители и старшая сестра, самооценка девочки на среднем уровне. Семьи 25, 32 – неполные, мамы в возрасте; в семье 25 – девочка, в семье 32 – мальчик, в обоих семьях дети единственные, самооценка у детей низкая, без отцов чувствуют себя неполноценными.

В семьях 6, 11, 30 преобладает такой тип родительского отношения как "кронпринц". Данные семьи неполные: в 6 и 30 семье мальчики, в 11 семье девочка. Детей в семьях боготворят, но, особенно мальчикам, не хватает мужской заботы, из-за этого у детей развиваются комплексы, самооценка у них низкая.

В семье 14 преобладает такой тип воспитания как "культ болезни". Мальчик в этой семье болезненный, поэтому мама, бабушка и дедушка исполняют любое желание ребенка, а ребенок пользуется этим и манипулирует взрослыми по своему желанию, самооценка средняя.

В семьях 15, 22, 26 преобладает такой тип воспитания как "гипоопека", семьи – полные. В семье 15 девочка, воспитывается с ранних лет бабушками и дедушками; родители молодые, воспитанием ребенка заниматься им некогда, поэтому ребенок считает себя брошенным, не нужным родителям, самооценка у ребенка низкая. В семье 22 девочка, воспитывается в многодетной семье, ребенку не хватает внимания взрослых, самооценка средняя. В семье 26 мальчик, воспитывается в семье с хорошим материальным положением, но нередко бывает предоставлен сам себе, самооценка высокая.

В семьях 23, 1, 3 преобладает такой тип воспитания как "безнадзорность". Семья 23 – полная, неблагополучная, девочку воспитывает бабушка, самооценка у ребенка средняя. Семьи 1, 3 – неполные, неблагополучные, мамы в обоих семьях устраивают свою личную жизнь, детьми заниматься им некогда, стоит вопрос о лишении их родительских прав. В семье 1 у девочки низкая самооценка, в семье 3 у мальчика низкая самооценка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врач ...

Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа ...

Организация собственного исследования на тему: «Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника»
Цель исследования – изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень само ...