Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Психология развития » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Страница 2

Наглядно-действенный характер мышления детей в этот период ярко проявляется в их речи, в их не произвольном стремлении изменить слова, чтобы они непосредственно выражали действие: не "сухарик", а "кусарик". Не "вазелин", а "мазелин", и "лопатка", а "копатка". К. Чуковский пишет: "Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета. Трехлетний ребенок уверен, что почти каждая вещь существует для того или иного точно определенного действия и вне этого действия не может быть понята. В существительном ребенок ощущает скрытую энергию глагола . ". В этот период логика мысли еще только начинает формироваться, логика же действия определенно господствует в мышлении и речи.

Наглядно-действенное мышление ребенка-преддошкольника, осуществляясь посредством материального практического действия, порождает в себе идеальные образования-обобщения сходных способов действия и соответствующих сходных свойств объектов действия - умения как обобщенные образы действия, т.е. обобщения, воплощенные в навыках. Такой навык неразрывно связан с восприятием предмета действия - орудия. Разные исследователи называют эти обобщения по-разному: "понятие в действии" или "моторное понятие" (С.Л. Рубинштейн), "сенсомоторное понятие" (Ж. Пиаже), "функциональное понятие" (Ф. Клике) и др. Из слитного чувственного образа выделяются общие, постоянные и существенные признаки предмета как орудия - функциональные признаки. Быстрое абстрагирование от случайных признаков предметов (например, от цветовых различий) имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудия своей деятельности. Такие понятия - первая форма, практическая форма усвоения индивидом общественно-исторического опыта. Возникновение первых функциональных обобщений в наглядно-действенном мышлении в результате орудийных действий означает качественный скачок в развитии психики, но их нельзя еще безоговорочно называть понятиями. Ведь понятие как таковое - это мысль о существенных свойствах предмета. А на этом этапе сущность выявляется, прежде всего, в действиях. Мысль как таковая вне деятельности в ранних функциональных обобщениях еще не содержится, она только формируется. "Моторное" понятие, таким образом, - зародыш собственно абстрактно-логического понятия в чувственной форме отражения.

Неоспоримым свидетельством необходимости наглядно-действенного мышления являются данные о начальном этапе формирования психики у детей с врожденной или рано наступившей слепоглухонемотой. Подчеркивая исключительную роль действий с предметами-орудиями для первоначального "очеловечивания" слепоглухонемых, А.И. Мещеряков называет изобретение таких предметов, как ложка, нож, одежда, жилище, "гениальным". Овладевая общечеловеческой мудростью, сконцентрированной в предметах быта, обучаясь правильно пользоваться сотнями этих предметов, слепоглухонемой ребенок вместе с формированием человеческого поведения формирует человеческое мышление.

В истории общества генетически первым этапом становления практической деятельности и мышления является период от возникновения древнейших формирующихся людей до перехода к неандертальцу.

Антропологический тип этого периода представлен видами Homo habilis (человек умелый) и Homo erectus (человек прямоходящий) (яванский и олдувайский питекантропы, синантроп, гейдельбергский человек и др.). Первоначально Луис Лики, впервые обнаруживший хабилиса, отнес его к австралопитекам, т.к. морфологически, особенно по размерам мозга, он соответствовал именно австралопитековым, но в дальнейшем, однако, выяснилось, что хабилисы - творцы древнейшей, ранее обнаруженной олдувайской культуры (от Олдувайского ущелья в Восточной Африке) - культуры "оббитых галек", и поэтому ученые справедливо отнесли их к древнейшим формирующимся людям. К тому же, позже были обнаружены хабилисы более совершенные анатомически, т.е. с более ярко выраженными особенностями их как людей. В анатомическом строении хабилисов, в отличие от классических австралопитеков, в большей степени развиты те особенности, которые свидетельствуют о способности к трудовой деятельности в такой последовательности: прямохождение, развитость конечностей (прежде всего кисти руки), особенности строения мозга, характерные для человека. Выпрямленную походку имели еще австралопитеки, у человека умелого (хабилиса) и человека прямоходящего эта человеческая антропологическая особенность выражена ярче, опережая развитие конечностей кистей рук; изменение строения черепа, головного мозга шло вслед за изменениями руки (В.П. Алексеев, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин, Л. Лики, Д. Джохансон). Древнейшие хабилисы имели мозг по размерам и строению, почти не отличающийся от мозга австралопитеков (В.И. Кочеткова).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Использование на уроке рисунков для развития критического мышления
Когда мы обсуждали смысл использования творческих вопросов, мы говорили о творчестве решений во всех областях жизни. Ведь творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя небольшие усилия, ...

Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который о ...

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
1. Структурная интеграция (рольфинг) Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтиче ...