Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Психология развития » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Страница 6

Итак, способом передачи социальной информации был сам процесс изготовления орудий труда, прямое подражание, посредством которого усваивался, присваивался общественно-исторический опыт. И в настоящее время при формировании сложных навыков управления техническими устройствами (самолетом, космическим аппаратом, да и станками, автомобилями) требуется собственно материальная, подражательная деятельность. Звуковая речь необходима, но играет вспомогательную роль.

Развитие наглядно-действенного мышления, связанного в истории с производством орудий типа ашельских рубил, выражается в том, что действие редуцируется, сокращается за счет ликвидации лишних, ненужных движений. Многократное повторение этой деятельности в различных условиях приводит к его обобщению, к отделению действия прочно усвоенного, обобщенного от орудия и предмета труда. Действие, которое совершается в обобщенной форме без орудий и предметов труда, необходимо порождает представление об орудии и логике действия с ним.

Уже восприятие орудия труда, возникающее в процессе его производства, не является "чисто" чувственным, поскольку в нем отражаются существенные свойства предметов. Возникающее представление означает более высокий уровень развития формирующегося рационального, логического отражения действительности. Можно предполагать, что первым таким устойчивым представлением-понятием, включающим отражение существенных орудийных свойств предмета, было представление о древнеашельском рубиле, имеющем уже стандартную форму. Такие представления, по нашему предположению, возникают в конце рассматриваемого периода. О том, что у человека прямоходящего уже начинает формироваться мышление, выходящее за рамки ситуационного интеллекта, о том, что он обладал представлениями, а, следовательно, мыслил, хотя и не в большом временном интервале, о будущем и прошлом, свидетельствуют факты хранения и использования "дикого" (природного) огня: обнаружены многометровые толщи золы - остатки костра, огонь которого поддерживался много лет, возможно, в течение жизни нескольких поколений.

Итак, и в истории становления общества, и в процессе формирования социальной деятельности индивида логическое мышление зарождается как наглядно-действенное, как сторона самой практической деятельности. Структурной единицей этого этапа мышления является "моторное" понятие как функциональный инвариант предметов-орудий, как их общезначимое социальное "ядро", формируемое и фиксируемое в самой практической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Прочие материалы:

Теория социального научения
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае р ...

Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций ...

Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики. Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям" Опросник пред ...