Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Психология развития » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Страница 1

Целью данной работы является изучение процесса зарождения логического мышления в ходе умственного развития ребенка, рассмотреть особенности формирующегося мышления древнейших людей.

Основой развития психики индивида является смена ведущих форм деятельности, изменяющая связи ребенка со взрослыми, предметы и общественные отношения, которые им осваиваются (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Ведущая деятельность в период раннего или преддошкольного детства (от 1 года до 3 лет) - предметно-манипулятивная деятельность. Мышление, возникающее на этом этапе развития ребенка, является наглядно-действенным, оно осуществляется в самой ситуации материальной деятельности с предметом, в плане восприятий. В дальнейшем, на следующем этапе, на основе игровой деятельности мышление переходит в план представлений - возникает наглядно-образное мышление, в учебной деятельности формируется абстрактно-теоретическое мышление. Следует подчеркнуть, что эти этапы выступают ступенями развития сугубо человеческого мышления, возникающего в связи с орудийной деятельностью, в процессе которой ребенок усваивает общественно-исторический опыт. Восприятия я представления, которые формируются на этих ступенях, в процессе освоения общественно-исторического опыта, коренным образом отличаются от тех, которые возникают в период младенчества на основе первосигнального обобщения.

Наглядно-действенное мышление формируется в процессе овладения действиями с предметами быта ведь вилкой действуют не так, как ножом, тарелкой - не так, как чашкой; туфли надевают не так, как платье и т.д. Это мышление осуществляется в процессе самих действий. Еще нет мышления как деятельности относительно самостоятельной, оно не может еще осуществляться вне материального действия. Исследования этих явлений имеют принципиально важное значение для решения проблемы - предшествует ли материальная деятельность в своем развитии идеальной или они возникли одновременно. Такие исследования позволяют сделать выводы, имеющие значение не только для характеристики овладения орудийными действиями, но и для понимания генезиса мышления. "Мышление вначале отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой практической деятельности, перенимая от нее приемы и возможности. При своем возникновении наглядно-действенное мышление воспроизводит как бы вчерашний день практической деятельности" [2, 129]. До того как начать самостоятельно разумно мыслить, ребенок начинает разумно действовать или, как говорит Л.С. Выготский, присоединяясь к Ж. Пиаже, "логика действия предшествует логике мышления" [2, 79]. Логика мысли вырастает из логики действия.

Наглядно-действенное мышление характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно совершается только в данной наглядной ситуации, при непосредственном восприятии предметов и, во-вторых, в процессе материального действия с предметами. Оно не осуществляется относительно невоспринимаемых вещей, не осуществляется также относительно вещей, которые хотя и воспринимаются, но не являются объектами действия. Действие с предметом выступает главным способом этого мышления. Если в дальнейшем ребенок оперирует представлениями, словами, схемами, то на этом этапе он оперирует главным образом предметами и познает существенные свойства только в действии с предме тами. Цель и результат этого мышления - изменение взаимного расположения предметов или элементов предмета, т.е. изменение ситуации действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
Эшриджская модель Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля руководства: - приказы; - реклама; - консультации; - единение. Приказы: руководитель вырабатывает со ...

Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа ...

Простые вопросы, или «о пользе забывания»
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отве ...