Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Психология развития » Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления

Страница 4

Изготовление орудий труда и охота, требовавшая сплочения всего коллектива, порождали сугубо социальные отношения. Стадо как биологическое образование постепенно превращается в социальное, в котором сотрудничество осуществляется не время от времени (как прекрасно описывает Джейн Гудолл [4]), а постоянно, становится социальным сотрудничеством - взаимопомощью при изготовлении орудий труда, в охоте и т.д.

Какова структура первого этапа практической деятельности? Вся ли деятельность древнейших людей - хабилисов и прямоходящих - была социальной по своей сущности? Представляется, что это был период возникновения, зарождения практической, т.е. социальной по своей сущности, деятельности внутри деятельности биологической, приспособительной. Систематическое применение орудий австралопитеками, охота как основной способ добывания пищи - это виды жизнедеятельности биологические, приспособительные. Хабилисы, морфологически примыкая непосредственно к австралопитекам, стали систематически изготавливать орудия труда, и это, несомненно, изменило все виды их жизнедеятельности, но, по-видимому, не сразу, так как сама социальная деятельность еще была крайне примитивной, она еще только формировалась. Социальная деятельность по изготовлению орудий труда первоначально была "зародышевым ядром" среди других видов деятельности, которые продолжали еще оставаться биологическими, приспособительными и лишь постепенно перестраивались, подчиняясь социальным закономерностям.

Поскольку хабилисы изготовляли орудия, пусть самые примитивные, они уже трудились: ведь труд начинается с изготовления орудий. В то же время первые формы трудовой деятельности были "животнообразными" в отличие от развитых форм труда, в которых результат действия существует до начала действия в особой идеальной форме как цель. Трудовая деятельность не сразу отразилась в психике в адекватной форме, не сразу возникло идеальное целеполагание. Осознание трудовой деятельности как преобразующей, переход новой структуры материальной деятельности "извне - внутрь", т.е. интериоризация, происходили постепенно в соответствии с общей закономерностью отставания развития психики от развития материальной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что на стадии хабилисов трудовые процессы еще не нашли отражения в структуре мозга древних гоминид.

О неосознанном характере ранних форм трудовой деятельности можно судить прежде всего по случайной, неустойчивой форме древнейших искусственно созданных орудий труда, о чем свидетельствуют многочисленные данные археологии. Первоначально древнейшие формирующиеся люди, обрабатывая орудия, бессознательно подражали действиям друг друга, из полученных орудий выбирали и сохраняли удобные, а в дальнейшем стремились получить, вы брать и сохранить орудия, сходные с уже имеющимися. Так медленно, постепенно вырабатывалась постоянная форма рубил, пригодная для разнообразных работ. Она формировалась чисто практически и лишь потом отражалась в психике.

Тот механизм, который регулировал деятельность по изготовлению орудий труда, постепенно приобретающих постоянную форму, по всей вероятности, можно охарактеризовать как наглядно-действенное мышление, выражающееся в навыках и восприятиях. Оно непосредственно примыкает к наглядно действенному мышлению животных, высших обезьян, но отличается от него коренным образом: в случае наглядно-действенного мышления формирующихся людей возникают навыки - неосознанные обобщения в действии с орудиями. В навыках древнейших людей усваивается накапливаемый общественно-исторический опыт, закрепленный в орудиях, логика их изготовления. Постепенная выработка орудий постоянной формы на протяжении олдувая и древнего ашеля свидетельствует о возникновении и совершенствовании навыковых обобщений, которые и фиксируются в постоянной форме орудий, в возникающей единой логике их изготовления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и п ...

Физиологические механизмы памяти
Физио­логический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. ...

Нормы как регулятор межличностных отношений в коллективе
Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует их регуляции. И регулятором здесь выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и социальные. Нормы групповые (от лат. norma – руководящее ...