СМИ как средство контроля ценностных ориентаций

Психология развития » Влияние СМИ на ценностные ориентации личности » СМИ как средство контроля ценностных ориентаций

Страница 1

Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данным СМИ.

Как это происходит и к каким последствиям приводит, мы рассмотрим подробнее в контексте теории о системе ценностных ориентаций и теории когнитивного диссонанса.

Способности мышления, памяти, фантазии, представления могут обслуживать деятельность, направляемую любой ценностной ориентацией, которой располагает личность. Знания организованы в систему, которая в основных своих принципах интерсубъективна и не зависит от системы ее ценностных ориентаций.

И тем не менее направленность и содержание всех психический процессов, вплоть до самых высших, регулируется ценностными ориентациями.

Это проявляется, в частности, в том, что психические функции работают с различной эффективностью, знания оказываются неодинаково легко воспроизводимыми в зависимости от того, насколько интенсивны ценностные ориентации, стимулирующие деятельность.

То же самое касается восприятия информации, получаемой от СМИ. Если она соприкасается с имеющимися в сознании личности ценностными ориентациями, то и воспринимать эту информацию личность будет эффективнее и с большим желанием.

На различных уровнях организации личности ценностные ориентации могут выполнять пять основных функций: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и функцию внутренней координации.

Экспрессивная функция выражает динамический, активный аспект ценностных ориентаций, способствует самоутверждению и самовыражению личности в данной культурной среде. Абрахам Маслоу назвал бы эту функцию самоактуализацией, что является высшей потребностью по его теории.

Следовательно, к этой ценности СМИ подступиться не так просто, потому что до самоактуализации доходят далеко не все индивиды, а лишь те, кто прошел предыдущие ступени (безопасность, потребность в пище, в социализации, в уважении).

Но все же и это им удается, если они предлагают читателям, зрителям или слушателям конкретные виды деятельности, приводящие к определенной цели. В этом случае воспринимающая сторона пробуя себя в предлагаемом деле, перенимает скрытые ценностные ориентации, заложенные в нем.

Адаптивная функция соответствует приспособительному аспекту деятельности. Приспособленность в данном случае не следует понимать как приспособленчество.

Каждое общество вырабатывает свои способы удовлетворения потребностей, свои нормы деятельности, свой особенный ритм жизни. Если эти способы и нормы закреплены в характере человека, в интернализованной им роли, он чувствует себя свободно, не сомневается и не колеблется при принятии решений.

Ценностные ориентации способствуют здесь и оптимизации поведения. И это означает, что СМИ, утверждая в своих материалах ценности определенной аудитории, получают возможность управлять поведением этой аудитории.

Функция защиты состоит в защите личности и отдельных ее компонентов от чрезмерного напряжения.

Личность - открытая система. Непрерывно поступающая информация извне производит в ней изменения. Эти изменения не должны приводить к дезинтеграции личности.

Поэтому человек обычно воспринимает информацию лишь в той степени, в какой это не противоречит его основным убеждениям, не подрывает сложившихся установок деятельности. Ценностные ориентации как бы "прощупывают" поступающую информацию еще до ее детального восприятия.

Такой фильтр позволяет личности пропускать информацию, укрепляющую его жизненные позиции и блокировать восприятие информации, разрушающей его мнение о себе, мешающей ему жить и мыслить привычным для него образом.

Здесь уместно говорить о теории когнитивного диссонанса. СМИ использует в этом случае прием декларации определенных свойственных данной аудитории когниций, чтобы не "спугнуть" эту аудиторию.

Но личность не только оберегает себя от вредной информации, но и активно ищет информацию, необходимую ей для деятельности, для поддержания внутренней целостности, для достройки и укрепления внутренних "уязвимых" мест.

С этим связана познавательная функция ценностных ориентаций, которые направляют умственные интересы на определенные объекты, поддерживают высокий уровень внимания на протяжении всего процесса исследования, обеспечивают запоминание важной информации. Такую "важную" информацию и предоставляет СМИ с целью овладения вниманием ищущих эту информацию личностей.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND ...

Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет из ...

Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения
Подвижная игра – естественный спутник жизни детей младшего школьного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой развивающей и обучающей силой. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формиров ...