Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что "лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую". К познавательно – нравственной функции она относит развитие и активизацию воображения, образного мышления, расширение представлений о мире, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоционально – ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. К эстетической функции Н.Короткова относит приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи.
Ю.А.Лебедева выделяет шесть основных функций сказок:
® функцию социализации;
® креативную функцию;
® голографическую функцию;
® развивающе – терапевтическую функцию;
® культурно – этническую функцию;
® лексико-образную функцию.
Функция социализации состоит в приобщении новых поколений к общечеловеческому и этическому опыту. В данном случае сказка приходит на помощь человеку и раздвигает границы его индивидуального жизненного опыта.
Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление
Голографическая функция проявляется в трех формах:
1. способность представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях;
2. потенциальная способность актуализировать все органы чувств человека и быть основой для создания всех видов, жанров эстетического творчества;
3. способность в малом представлять большое.
Развивающе - терапевтическая функция сказки представлена в активном воздействии на эмоционально – образный потенциал личности и способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья.
Культурно – этническая функция проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев.
Лексико-образная функция сказки – это способность формировать языковую культуру человека, владение многозначностью народной речи, ее художественно – образным богатством.
Как говорилось выше, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Конечно, образовательное значение зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно стараются использовать нужные моменты в сказке, ставя в ходе рассказывания наводящие вопросы. Одним из главных условий чтения сказки является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому: он выступает проводником детей в миры, создаваемые сказкой, как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, то есть сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Прочие материалы:
Значение игры для
всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми ...
Понятие гендерной идентичности личности в
современной психологии
Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Дж. Уильямс и У. Бест, мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, ...
Причины девиантного поведения
Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании ...
Навигация