Описание и обоснование выбора методик исследования

Страница 1

Нами были выбраны четыре методики для определения степени маскулинности мужского населения разного возрастного периода и оценки степени маскулинности современных мужчин.

Методика «Семантический дифференциал»

Цель применения этой методики: оценка образов идеального и реального современного мужчины в предложенном семантическом пространстве, выявление семантической близости данных образов.

Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Общепризнанна, как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Испытуемым предлагается бланк с 21 полярной парой черт личности.

Мы модифицировали данную методику, и наш бланк методики представляет две одинаковые таблицы, каждая с одинаковой 45 полярной парой черт личности. Нами были выбраны черты личности, которые предложила Клецина для своей методики «Личностный семантический дифференциал». Респондент оценивает предлагаемые объекты по набору биполярных шкал, содержащих в качестве полюсов прилагательные или описательные характеристики - антонимы. Разница между таблицами состоит лишь в инструкции, которая сопровождает каждую таблицу. Первая таблица сопровождается инструкцией: «Пожалуйста, оцените идеального мужчину по приведенной ниже шкале». Во второй же таблице предлагается оценить по предложенной шкале выраженность тех же качества, но уже для реального современного мужчины.

Обработка методики: Степень идентичности подсчитывалась нами на основании коэффициента семантической близости оцениваемых образов, которые предлагались респондентам в двух таблицах. Мы считали балы по каждой паре качеств, соотнося их с теми же качествами из второй таблицы. Затем балы суммируются, и мы получали число. При извлечении из под корня, которого получали коэффициента семантической близости (СД= √∑(ху)2), чем ближе он бы к нулю, тем выше у респондента степень идентификации себя с психологом -профессионалом.

В итоге проведения данной методики: мы получим степень идентичности реальных мужчин с идеальным мужчиной с точки зрения мужчин (разных возрастных групп) и женщин (см. Приложение № 1).

2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли

Цель применения этой методики: изучить различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп респондентов.

Респондентам был предложен список из 40 характеристик, по которым они должны были оценить 4 категорий. Для мужчин были выделены 4 категории:

«я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины». В процессе исследования выясняется, по мнению респондентов, степень выраженности предлагаемых качеств в каждой категории. Оценка производилась от 0 до 5 баллов, где 0 – полное отсутствие характеристики, 5 – максимальное присутствие. При обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.

Обработка методики: при обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.

В итоге проведения данной методики: мы получили степень примыкание категорий у разных групп респондентов, определение наиболее характерной линии поведения для разных возрастных групп мужчин (см. Приложение № 2 - 3).

3.Опросник С.Бэм

Цель применения этой методики: определение степени гендерной идентичности: фемининность – маскулинность - андрогинность.

Обработка методики: сначала высчитываются показатели маскулинности (М) и фемининности (F) по совпадению с ключом, а потом сумма балов по тому и другому показателю делится на 20; затем считается основной индекс (IS) по формуле

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

«Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возник ...

Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. & ...

Выводы
В свободное время респонденты экспериментальной группы предпочитают смотреть телевизор, слушать музыку, встречаться с друзьями. Опрошенные из контрольной группы на первое место предпочитают встречаться с друзьями, смотреть телевизор и ход ...