Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся

Психология развития » Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся

Педагогу предстоит решать задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, осуществлять формирование личности учащихся в коллективе, вступая в общение с ними, организуя их учебную и общественно полезную деятельность. Готовясь к ее решению, он исходит из определенного понимания личности ученика как конкретного человека, наделенного индивидуальными особенностям, изменяющимися от класса к классу под действием обучения и воспитания.

Понятия «деятельность» и «ведущая деятельность» в повседневном общении употребляются постоянно и, в общем, правильно. Однако педагог не может обойтись житейскими представлениями о том, что такое «деятельность», «ведущая деятельность»; для него необходимо их углубленное понимание, он призван опираться на их научную, психологически обоснованную трактовку.

Рассмотрением вопроса деятельности и ведущей деятельности занимались такие ученые как Л.М. Веккер, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, Л.С. Выготский. Среди них и выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев, который выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических форм отражения (восприятие, мышление, память, внимание). А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности, именно ее он считает основным критерием развития личности. Бюллер и Выготский говорили, что таковым критерием являются новообразования, которые возникают на основе кризиса. Благодаря этому происходит качественная перестройка функций и отношений. Эльконин выделял ведущую деятельность и новообразования, как показатели процесса развития. Эриксон делает упор на социальные факторы развития.

Мы полагаем, что актуальность этой темы заключается и в том, что будущему педагогу, который не только обучает, но и воспитывает и развивает личность, необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Опираясь на принцип детерминизма, следует учесть особенности развития психики на каждом этапе, а также влияние предыдущих этапов развития на последующие, и именно, ведущая деятельность имеет большое значение.

Объектом исследования в настоящей работе является проблема продуктивности процесса обучения.

Предмет исследования: влияние ведущей деятельности на успеваемость учащихся.

Целью нашего исследования является выявление зависимости успеваемости учащихся от их ведущей деятельности, а также выявление временных границ сдвига, который обусловливает смену ведущей деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучение проблемы в психолого – педагогической и специальной литературе.

2. Подбор методик исследования

3. Подготовка материалов исследования

4. Корректное проведение исследования

5. Обработка полученных результатов

6. Интерпретация результатов исследования и формулировка выводов

7. Написание рекомендаций по результатам исследования

В данной работе были использованы следующие методы: тест, опрос, анкета, биографический метод.

Методики, применяемые в данной работе: исследование самооценки личности, исследование уровня притязаний, анализ (качественный и количественный) результатов деятельности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Первая глава раскрывает понятия «деятельность» и «ведущая деятельность», а также в ней рассматривается влияние ведущей деятельности на личность учащихся. Во второй главе описаны методики исследования, приведена обработка результатов исследования, интерпретация результатов исследования и формулировка выводов, а также даны некоторые рекомендации по результатам исследования. В приложении содержатся бланки проводимых исследований.

Прочие материалы:

Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать. Джордано Бруно Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова ...

Трудности воспитания детей в полной и неполной семье
Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам. Но если в семье только один р ...

Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видит ...