Возникновение и значение навыков

Психология развития » Возникновение и значение навыков

Страница 1

Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.

Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промежуточную задачу. Простые действия имеют три структурных элемента: 1) цель; 2) исполнение действия; 3) оценка его результатов. Эти действия не связаны со значительными волевыми усилиями. Вы протянули руку и взяли карандаш- это простое действие.

Сложное действие имеет более сложную структуру. Оно состоит из ряда простых действий, которые выполняют роль операций.

Первоначально операции формируются в качестве самостоятельного действия, но в результате многократного их повторения они становятся навыком.

Навык - это частично автоматизированное действие. Частичная автоматизация действия-навыка состоит в уменьшении роли сознательной его регуляции. Действие на уровне навыка характеризуется свертыванием регулирующих компонентов - остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья, как принятие решения и формирование программы. Так, навык письма не требует обдумывания того, как совершать это действие.

Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным контролем.

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включает частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действия.

Различаются двигательные, сенсорные (например, навык распознавания сигналов азбуки Морзе), интеллектуальные навыки и навыки поведения. Навыки могут быть частными (н-р, навыки вычисления) и общими (н-р, навыки сравнения). Совокупность навыков составляет средство достижения цели деятельности.

Физиологическим механизмом формирования навыков является выработка устойчивой системы временных связей - динамического стереотипа. Динамический стереотип выражается в устойчивой последовательности реакций при выполнении отработанного действия: начальная операция рефлекторно вызывает последующие операции, которые не регулируются уже со стороны сознания.

Применение навыков в новых условиях является умением. В новых условиях человек начинает думать о том, как ему изменить действие в соответствии с этими условиями. Человек начинает сознательно регулировать свои действия. При этом эти действия теряют такие качества, как связанность отдельных элементов, быстроту выполнения и т.д.

Сформировавшиеся навыки оказывают положительное влияние на овладение новым действием – осуществляется перенос навыка. Так, навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вождения мотоцикла.

Но в ряде случаев ранее выработанные навыки не только содействуют, а наоборот, затрудняют выработку новых навыков, происходит интерференция навыков. Так, навык печатания на одной машинке затрудняет выработку навыка печатания на машинке другой системы. Переучивать человека труднее, чем научить чему-либо заново.

В результате повторных действий наряду с навыками формируются привычки. Привычки – упрочившиеся действия, выполнение которых становится потребностью (н-р, привычка мыть руки перед едой). Положительные привычки, становясь стереотипными действиями, облегчают выполнение общепринятых норм и правил. Навыки и привычки являются основой простых действий.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Воображение и память
Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Психологи пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы и находили очень ва ...

Теория привязанности
Привязанность рассматривалась как предпочтение ребенком отношений с матерью, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку. Данная концепция эмоциональной привязанности была критикой представлений З.Фрейда о «кор ...

Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. & ...