В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.
Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детскому возрасту
Особенности младенческого периода (от рождения до 1 года).
Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, поэтому важно направленно создавать специальные условия для их полноценного развития. Появляется первая социальная потребность - потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является ведущим типом деятельности младенческого возраста. Развитие зрительного и слухового восприятия происходит в процессе общения ребенка со взрослыми. Развиваются позовые и локомоторные движения, манипуляции с предметами. Формируются предпосылки активной речи (гуканье, лепет), первоначальная память.
Так происходит накопление первого опыта отражения действительности.
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) происходит усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность в игре становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляется социальная привязанность, очень значимая для психического развития ребенка. Совершенствуются процессы восприятия, эмоции, развиваются ранние формы наглядно-действенного мышления, понимание речи, подготавливая почву для последующего развития воображения. Развивается понимание речи. Самым существенным достижением рассматриваемого возрастного периода является формирование образа "Я", переход от "полевого" к волевому поведению.
На этом этапе можно говорить о формировании воображения как самостоятельного психического процесса.
Дошкольный возраст.
Ведущей деятельностью этого возраста становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой усваиваются социальные правила и нормы, происходит образование и замещение образов. Появляются новые формы общения с взрослым и со сверстниками, на формирование личности ребенка начинает оказывать влияние детский коллектив и семейные взаимоотношения. Особую роль в формировании воображения и в умственном развитии ребенка в этот период играет изобразительная, конструктивная деятельность (элементы труда), восприятие литературно-художественных произведений (сказок). Развитие и формирование произвольной и опосредствованной памяти, внимания и его особенности. От успешности решения проблемы сенсорного воспитания во многом зависит развитие осязательного воображения. Развивается опосредствованное и наглядное моделирование, составляя основу качественно нового типа мышления - наглядно-образного. Постепенно ребёнок переходит на конкретно-операциональную стадию развития логического интеллекта.
Личностное развитие характеризуется дальнейшим формированием Я-концепции, появляются основы самооценки. Возникают новые социальные мотивы поведения и потребности, устанавливается их иерархия. Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд, чувство вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций, развитие воли и произвольности управления поведением.
Прочие материалы:
Использование сказок и рассказов для развития
воображения у детей
Однажды в лесу, повстречал медведь, зайчика. Зайчик сидел на пеньке и смотрел на дерево. На том дереве был улей, а в улье жили пчелы.
Зайчику очень хотелось попробовать, что такое мед.
Все звери говорили: " Он такой сладкий, он так ...
Формирующий этап эксперимента
После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние ...
Психологическая структура деятельности. Общая характеристика
деятельности.
Деятельность —это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходят возникновение психического образа и его воплощение в субъекте, а так же реализация субъектом своих отношений с окружающей р ...
Навигация