Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Страница 9

Любовь позволяет субъекту выделять объекты, имеющие устойчивое положительное значение для удовлетворения его базовых потребностей (связь с базовыми потребностями обеспечивает интенсивность данного чувства). Любовь связана с определенным паттерном поведенческих и экспрессивных проявлений, презентирующих самому субъекту и другим людям отношение субъекта к объекту любви и организующих деятельность и поведение субъекта. Любовь между мужчиной и женщиной позволяет конкретизировать данные функции в отношении партнера противоположного пола.

Рабочим для данного исследования определением любви является следующее: любовь - это чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. В силу различия базовых потребностей и их иерархической структуры у субъектов выбор объекта любви индивидуализирован. В силу сходства данных потребностей, особенно для субъектов одной ментальности, объекты любви имеют общие характеристики. Иерархическая организация и набор потребностей, удовлетворение которых связывается с определенным типом объекта, будут определять вид любви (между родителями и детьми, братская, половая, к Богу, к людям и т.д.). Соединение определенного набора потребностей с определенным типом объекта детерминировано культурно - историческим развитием человечества и онтогенетическим развитием субъекта.

Детерминация смысла любви базовыми потребностями человека позволяет сделать основой дальнейшего теоретического анализа феномена "любви" именно структуру потребностной сферы человека. Современное понимание потребностей базируется на определении потребностей как особого отношения субъекта с миром, требующего от субъекта активности в форме деятельности [46]. "Потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром" [146, с.15], природа потребностей связывается не с субъектом и не с пространством его функционирования, а с их системной взаимосвязью [46].

В.А. Иванников [146] выделяет пять типов отношений человека со средой: организм - среда; вид - экологическая ниша; природный субъект - поле его действий, социальный субъект - общество, личность - другие личности. Эти уровни отношений со средой лежат в основе классификации потребностей, предложенной Иванниковым:

Уровень потребностной сферы

Вид потребностей

Организм

базовая программа живого существа - самосохранение, самовосстановление

потребность первого порядка - энергия, строительные материалы

второго порядка - кислород, температура тела, витамины, вывод вредных отходов, сохранение целостности

третьего порядка - регуляция состояний тела (отдых, вещества-регуляторы жизнедеятельности)

производная от видовой программы - потребность в размножении

Вид

базовая программа поддержания вида

С

У

Б

Ъ

Е

К

Т

С

У

Б

Ъ

Е

К

Т

П

р

и

р

о

д

н

ы

й

производная от видовой потребность первого порядка - сексуальное поведение, родительское поведение

производная второго порядка - реакция на заметность (красоту), общение, статус в сообществе

исследовательская потребность - ориентировка

игровая потребность

потребность в безопасности, самосохранении

потребность второго порядка - комфорт, поддержание систем действия в рабочем состоянии (через сон, отдых, движение), оптимальное эмоциональное состояние

потребность в удовольствиях

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

Ы

Й

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

Н

Ы

Й

гражданские потребности - статус в обществе, власть, свобода информации, объединений, социальные гарантии

этнические потребности - принадлежность к этносу, принятие этносом, признание

профессиональные потребности - самоутверждение, престиж, самовыражение, образование

потребность в социальной безопасности, включая знаемые опасности (радиация, экологическая или техногенная катастрофа)

потребность в помощи, общении, игре

потребность в социальном комфорте - социальный климат, принятие группой, признание в группе

познавательная потребность - создание образа мира

эстетические потребности

потребность в способах удовлетворения потребностей - приготовление пищи, терморегуляция через одежду и обогрев жилища и т.д.

потребность в средствах удовлетворения потребностей - нож, вилка, стул, кровать

НРАВСТВЕННЫЙ

потребность в поиске смысла жизни, мировоззрения (как личностное познание)

потребность в поведении по нравственным нормам - добро, правда, свобода, красота

потребность в личностной безопасности, личностном комфорте

потребность в самовыражении, самоактуализации, в личностном самосовершенствовании

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Прочие материалы:

Темперамент. Общая характеристика, типы темперамента и их психологическая характеристика.
Т.-психич. Св-во, предс. Собой совокупность психологических характеристик, определяющих динамику психич. деят-ти Т. — не оказывает влияние на результат деятет-ти (-влияет на способ достижения результата, -определяет индивидуальный стиль ...

Факторы, влияющие на удовлетворенность работой.
Удовлетворенность работой, наряду с качеством профессиональной деятельности, отражает состояние системы человеческих ресурсов. Удовлетворенность работой определяется разными авторами в контексте различных психических феноменов, например, ...

Общее определение понятия. Основные функции воли
Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие пр ...