Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Страница 4

Обобщая различные подходы к пониманию эмоциональных явлений, возможно выделить следующие их функции:

оценка: эмоциональные явления позволяют субъекту определить потребностную значимость происходящего (В.К. Вилюнас [71], Д.А. Леонтьев [223]), раскрывают значение отражаемого для субъекта: "связь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него (субъекта) эмоциональными переживаниями" (А.Н. Леонтьев [219], с.167).

Побуждение: важная роль эмоций в мотивации поведения является общепризнанным научным постулатом, однако соотношение эмоций и мотивов получило в психологии неоднозначную интерпретацию: 1. эмоции и мотивация по сути одно и тоже (В. Вунд [80], Н. Грот [96]) 2. "эмоции неизбежно включают в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно" (С.Л. Рубинштейн [320], с.154), эмоции есть итоговая форма существования мотивации 3. "сами эмоции не являются мотивами, но выполняют важную мотивирующую функцию", отражая отношение мотивов к деятельности, отвечающей этим мотивам (Д.А. Леонтьев [223], с.166) 4. эмоции - одна из разновидностей мотивации, наряду с физиологической (Р.У. Липер [226]).

Регуляция деятельности: с функциональной точки зрения выделяют ведущие эмоциональные переживания, которые предшествуют деятельности, побуждают ее, отвечают за ее общую направленность. Эти переживания окрашивают в образе среды сами предметы потребностей, превращая их в мотивы деятельности (В.К. Вилюнас [73], с.101; Р.У. Липер [226]). Эмоциональные явления осуществляют функцию переключения, выбора между мотивами, определяя, какая именно деятельность будет реализована (П.В. Симонов [335]).

Вторую группу эмоциональных явлений составляют производные эмоциональные переживания, которые возникают при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они отражают отношение субъекта к ситуациям, благоприятствующим или затрудняющим деятельность (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. Производные эмоциональные переживания сигнализируют о недостатке адаптационных возможностей (Фресс), о соответствии или несоответствии намерений и результата деятельности (П.К. Анохин [15]), об избытке или дефиците информации (П.В. Симонов [335, 336]), позволяя субъекту корректировать свою деятельность.

Эмоциональным явлениям часто приписывается и дезорганизующая роль в процессе деятельности (Ж.П. Сартр [328], Э. Клапаред [167]). Однако, по мнению В.К. Вилюнаса, речь скорее должна идти не о дезорганизации, а об организации иной деятельности, по каким либо причинам оказавшейся более связанной с потребностями субъекта в данный момент (В.К. Вилюнас [71]).

Координация: эмоциональные явления позволяют сосредоточить все процессы на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску (В.К. Вилюнас [71]). Эмоции тесно связаны с процессами эндокринной и нейрогуморальной регуляции, телесными изменениями в организме (мышечный тонус), с работой центров вегетативной и центральной нервной системы: периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория (Кеннона - Барда, лимбическая теория (Гельмгорн, Луфборроу), активационная теория Д. Б, Линдсей (Д.Б. Линдсей [225]), У. Джемс [107], В.К. Вилюнас [70, 71, 73]). Эмоции отражают и представляют на уровне сознания потребности индивида и обеспечивают координацию всех процессов (психических и физиологических) в организме для удовлетворения актуальной потребности, связывая познавательную и волевую сферу личности (А.Н. Леонтьев [219], В.К. Вилюнас [70, 71, 73], Г.Х. Шингаров [407]).

Влияние на сохранение опыта субъектом: эмоции закрепляют адаптивные, полезные действия, реакции, подкрепляя их, и тормозят закрепление и осуществление вредных, неадаптивных действий (П.К. Анохин [15], П.В. Симонов [337]), эмоциональные реакции играют важную роль в следообразовании (А.Н. Леонтьев [218,219]): эмоционально окрашенный опыт лучше запоминается, с большей вероятностью воспроизводится, дольше сохраняется в памяти (В.И. Мясищев [259]). Эмоциональным явлениям присуща способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя те воздействия и удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили (Я.М. Калашников, А.Р. Лурия).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочие материалы:

Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка
Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной трев ...

Середина жизни.
В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы мора ...

Интернет: воздействие на личность
Высокоактуальным является изучение психологических последствий применения информационных технологий. Специалистами по информатике последовательно ставится вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за по ...