Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

Страница 1

1) Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, старшеклассники, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: старшеклассники действительно ценят свое здоровье. Можно, конечно, предположить, что современное поколение менее здорово, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, но, мне кажется, дело не только в этом. По всей видимости, эта ситуация является следствием напряженности и жесткости современной жизни. Наблюдая за нравами общества, в котором выжить, может только сильнейший, а слабые и больные лишены перспективного будущего, старшеклассники начинают испытывать тревогу: "А хватит ли у меня сил? А достаточно ли я здоров для такой жизни-борьбы?". Либо просто по принципу – Было бы здоровье, а остальное все приложится. Вероятно, поэтому здоровье имеет такую колоссальную значимость для старшеклассников.

2) Наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. По словам В. С. Кривцовой: "В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой". Как пишет И. С. Кон: "Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших, более или менее равных по положению". У старшеклассников возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей".

3) счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,45.

4) активная, деятельная жизнь, ср. ар. = 7,6.

5) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.

6) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.

7) свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,76.

8) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), ср. ар. = 8,85.

9) интересная работа, ср. ар. = 9,0.

10) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), ср. ар. = 10,3.

12) счастье других (близких людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.

13) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), ср. ар. = 10,48.

14) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), ср. ар. = 10,58.

15) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), ср. ар. = 12,3.

16) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), ср. ар. = 13,03.

17) общественное признание (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15. Очевидно, это утверждение вызывало скорее негативную оценку, поскольку не относится к жизненно необходимым, а является результатом взаимодействия ценностей-лидеров, своеобразным итогом продолжительной деятельности. Традиционно считалось: чтобы добиться "успеха необходимо трудиться, не разгибая спины", а учитывая невысокий рейтинг познания, лишь немногие ориентированы в жизни на эту ценность. Кроме того, возможно, юношами и девушками выше ценится материальное, а не духовное удовлетворение от деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Кризис трех лет
Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфиче ...

Период раннего и дошкольного детства
С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей. Младенч ...

Направленность личность
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения. Направленность личности – это ведущее психологическое ...