Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Страница 3

Эмоции как качества целого:

В гештальт - психологии эмоциональные явления рассматриваются как "комплекс качества переживаемого общего целого, глобальной целостности опыта" (Ф. Крюгер [201], с.113). Качествами общего целого опыта являются различные виды удовольствия-неудовольствия, возбуждения, напряжения, расслабления. Особенностями эмоциональных явлений являются их универсальность (любое событие психической жизни, рассматриваемое как целое, обладает этим особым качеством), богатство (комплекс качеств всегда больше, чем число качеств, которыми обладают неразложимые составляющие опыта), изменчивость (новые элементы меняют целое).

Эмоции рассматриваются как регулятор деятельности:

По мнению Титченера, эмоции раскрывают значение раздражения для субъекта. Н. Грот в своей работе "Психология чувствований" [96] определяет чувствования как состояния сознания, которые вытекают из субъективной оценки ощущений и вызывают субъективную деятельность - стремления и объективную деятельность - движения. Н. Грот считал, что любая психическая деятельность включает 4 момента: ощущение, чувствование (удовольствие-неудовольствие), стремление и движение. Все многообразие чувств задается отношением работы ткани организма (траты) к ее энергии (накопление). Возможно положительное удовольствие (соответствие траты вещества предшествующему накоплению), отрицательное удовольствие (соответствие накопления вещества предшествующей трате), положительное страдание (избыток траты) и отрицательное страдание (избыток накопления по сравнению с тратами).Р.У. Липер [226] разделил все мотивы деятельности на физиологические и эмоциональные. Эмоциональные мотивы наиболее важны, меняются при научении, позволяют реагировать на легкие и слабые внешние стимулы или на отсутствие необходимой стимуляции. В гормической психологии У. Макдауголла [241] инстинкты представляют собой единство трех звеньев: 1. предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей 2. эмоции 3. предрасположенности к определенным действиям. Побуждающая сила инстинкта, запускающая определенную деятельность, заключена в среднем звене, в эмоции. Отдельному инстинкту соответствует специфическая эмоция (инстинкт бегства - эмоция страха). Вторичные эмоции есть одновременное проявление нескольких эмоций. Производные эмоции (надежда, беспокойство, радость) зависят от специфических представлений и возникают при активации любого инстинкта. В психоанализе [375] эмоции и влечения регулируют деятельность человека. "Оно", бессознательное - источник эмоций и влечений, в основе "Оно" лежат биологические функции.

Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга:

В отечественной психологии сложилось понимание эмоций как специфической формы отражения (объективный аспект) и отношения человека к миру (субъективный аспект). Эмоциональные явления рассматриваются при этом, как психологические (а не физиологические) состояния, обеспечивающие регуляцию деятельности за счет презентации субъекту мотивов его деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву [218,219], эмоции раскрывают смысл объекта и ситуации для субъекта и отражают отношение между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна [319,320], чувства характеризуют удовлетворение-неудовлетворение потребности и саму эту потребность, раскрывают взаимосвязь событий с потребностями и деятельностью субъекта. П.К. Анохин отмечает, что эмоциональные явления являются отражением полезности или вредности воздействия: "эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию . всех функций организма, эмоции сами по себе, и в первую очередь, могут быть абсолютным сигналом полезности или вредности воздействия" (П.К. Анохин [15], с.173).

Информационные теории эмоций:

В информационной теории эмоций П.В. Симонова [336,337], эмоция определяется как функция, характеризуемая силой и качеством актуальной потребности и вероятностью ее удовлетворения: Э= f [П (Ин-Ис)].Я. Рейковский [300], опираясь на кибернетическую концепцию Эшби, рассматривает человеческое существо как множество состояний Е, заключенных в пределах n. Процессы D, происходящие внутри и вне организма, являются необходимым условием сохранения E в пределах n, однако, они предполагают такое разнообразие, которое может привести к выходу за пределы n. Поэтому существует k - регулятор разнообразия (психическая деятельность у высших организмов), который препятствует выходу за пределы n. Эмоции выделяют среди всех изменений в источнике воздействий существенные и осуществляют мобилизацию организма. Эмоциональный процесс включает три компонента: 1. эмоциональное возбуждение - мобилизация организма, определяющая стенической или астенической будет эмоция 2. значение эмоциогенного события для субъекта - определяет знак эмоции 3. качественные особенности события - определяют качество эмоции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Симптомы психосоматики
Под психосоматикой подразумеваются заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются “на нервной почв ...

Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата
Как замечает американский психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на со ...

Психологическая готовность детей 5-6 лет к школьному обучению
Проблема психологической готовности к школе для психологии не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936г.; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек. Также отечественная ...