Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать.
Джордано Бруно
Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова [318], с.338). Частотные словари современного языка свидетельствуют о том, что "любовь" одно из самых часто употребляемых слов (Л.Я. Гозман [91], с.111). Несмотря на это на сегодняшний день не существует ни общепризнанного научного определения любви, ни концепции любви, теоретически обоснованной и экспериментально верифицируемой. Во многом причиной неразработанности данной проблематики является попытка изучать любовь как эпифеномен, изолированно от других психических явлений. Системный подход, реализуемый в данном исследовании, предполагает системное рассмотрение любви как психологического феномена: выделение метасистем, в которые входит любовь, понимание самой любви как системы, а также выявление оснований для выделения метасистем и системы. Существование любой системы объективно обусловлено теми функциями, которые она выполняет, определить основания выделения системы - значит определить ее функции.
Среди всего многообразия психических явлений в психологии принято выделять эмоциональные явления (или эмоции в широком смысле) как форму отражения (значения объекта для субъекта), а также как форму активного отношения человека к миру (Я. Рейковский [300]). "Эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается" (В.К. Вилюнас [73], с.43).
История изучения эмоциональных явлений на начальном этапе была связана с исследованием наиболее очевидных фактов, относящихся к эмоциональной сфере индивида. Так изначально предметом внимания психологов стали осознанные, сильные эмоциональные переживания. Как правило, это были отрицательные эмоции, связанные с избеганием. Был описан рефлекторный эффект эмоциональных переживаний и физиологические реакции, с ними связанные. Кроме физиологических изменений, легко заметными и доступными для регистрации и наблюдения оказались поведенческие реакции (примитивные, значительной интенсивности и длительности). Такие реакции противоречили социальным обязанностям людей и были чужды логике и рациональности (Р.У. Липер [226]), что заставило считать эмоции вредными для человека и общества. Постепенно представления об эмоциональных явлениях усложняются: вводится бессознательный компонент эмоций (З. Фрейд [375]), выделяются конструктивные эмоциональные факторы (К.Г. Юнг [424], А. Адлер [4], Г.С. Салливан [387], Э. Фромм [377, 378, 394], К. Роджерс [305], А.Г. Маслоу [246], Г.А. Меррей [73]); проблематика эмоциональных явлений связывается с проблематикой мотивации (К. Левин [213], А.Н. Леонтьев [218,219], С.Л. Рубинштейн [319,320], В.К. Вилюнас [70,71,72,73,74]), рассматриваются приобретенные и врожденные детерминанты эмоциональных переживаний.
Исторически в психологической науке складывается несколько подходов к изучению эмоциональных явлений, по-разному определяющих их природу и функции.
Эмоциональные явления рассматриваются как факт сознания, интроспективный подход:
В. Вундт [80, 73, 300, 320] в работе "Психология душевных явлений" отмечает, что непосредственный опыт состоит из двух факторов: объективное содержание опыта и испытывающий субъект. Соответственно существует 2 рода психических элементов: ощущения и простые чувства. Их общие определения - это качество и интенсивность. Ощущения диспаратны: распадаются на различные системы по модальностям, чувства образуют связное многообразие. Три основных измерения задают пространство чувств: возбуждение - успокоение, разрешение-напряжение, неудовольствие-удовольствие. Американский психолог Титченер [300] выделял всего 2 вида чувств: удовольствие и неудовольствие, чувствование есть сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия-неудовольствия. Титченер выделял также такие группы эмоциональных явлений как собственно эмоции (радость, влечение, забота, ненависть), настроения (веселость, довольство, беспокойство) и сложные чувства (интеллектуальные, этические, религиозные). Немецкий ученый Циген [300] рассматривал чувство как свойство ощущения. Ощущение имеет три измерения: качество, интенсивность и чувственный тон (удовольствие-неудовольствие). Чувства и аффекты есть чувственный тон сложных представлений.
Прочие материалы:
Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, ф ...
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось:
"Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем ...
Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа в ...
Навигация