Причины возникновения наркомании

Страница 1

Замечено: одному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно совсем немного - любимая песня, книга или просто солнечная погода. Другого ничего не радует: вроде бы все в порядке, но жизнь не приносит удовольствия и подчас просто невыносима. Он часто хандрит, изводит близких по пустякам и предается пустым мечтаниям. И, что самое интересное, даже если он сказочно разбогатеет, встретит великую любовь или переедет жить в солнечную страну на берегу моря, ему вряд ли станет лучше. Оказывается, это не причуды дурного характера, а особенности генетического кода

. Так считает известный ученый и врач, президент Американского Общества генетики человека Дэвид Камингс. Его исследования на примере десятков тысяч людей показали: имея от природы определенные сочетания генов, человеку трудно чувствовать себя комфортно. Специалисты называют это - синдром дефицита удовлетворенности

(англ. reward deficienсy syndrome). В основе синдрома лежит нарушение обмена нейромедиатора дофамина в мозге, в структурах, входящих в так называемую «систему удовлетворения».

По мнению ведущих зарубежных исследователей, именно синдром дефицита удовлетворенности является основной причиной роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Схожее мнение высказывают и отечественные наркологи: «Проведенные молекулярно-биологические и генетические исследования показали, что индивидуальная предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям генетически детерминирована, проявляясь особенностями функций «системы удовлетворения» мозга». (Профессор, чл. - корр. РАМН, Директор НИИ Наркологии Н.Н.Иванец).

Некоторые дети с самого раннего возраста очень непоседливы (гиперактивны). Другие – напротив: постоянно замкнуты, с трудом осваивают школьную программу, быстро устают, иногда им попросту неинтересно учиться, трудно заставить себя делать то, что от них требуют взрослые. Дело здесь не только в воспитании!

Оказывается, все эти особенности поведения могут быть проявлением синдрома недостатка удовлетворенности. Те, кто страдают дефицитом удовлетворенности, с самых ранних лет неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения. Нередко это - вызывающее поведение, с целью привлечь к себе внимание. Многие так называемые «дети с проблемами» относятся к этой группе.

Вместе с тем, одним из наиболее значимых и одновременно вредоносных способов компенсации неудовлетворенности является поедание сладостей. Поскольку у детей до 20-ти летнего возраста поедание сладкого вызывает гораздо более яркие, чем у взрослого, сначала ощущения «сладкой неги» (приятные нежные переживания), а затем состояния душевного дискомфорта, иногда даже подавленности и тоски. Обычно депрессивные состояния, возникающие вследствие приема сладкого, никогда не связывают с рационом питания. Это особенность перепадов настроения обусловлена тем, что усвоение сладкого организмом, как человека, так и млекопитающих сопровождается сначала резким увеличением концентрации метэнкефалина (вещества отвечающего за состояние душевного комфорта), а затем резким его падением ниже среднего уровня.

Таким образом, компенсируя неудовлетворенность сладкой едой и достигая временные состояния комфорта, люди расплачиваются еще более сильным дискомфортом, от которого пытаются избавиться или очередным приемом сладкой пищи или другими способами. Ребенок с наличием дефицита удовлетворенности, которому приходится жить на низких уровнях комфорта (в душевной тоске), видит окружающий мир совсем не так, как его более счастливые и стабильные родители. Когда у человека хорошо на душе, даже рутинная работа бывает в радость, если ему плохо - только особо приятные виды поведения способны доставить ему удовольствие. Все остальное вызывает неприятие, причиняет душевную боль и становится отвратительным. «Счастливые» родители воспитывают «несчастных» детей, навязывают правильную (на их взгляд) манеру поведения и образ мыслей. Однако, «несчастным» детям это не в «кайф» и поэтому отвратительно. Более того, дети не могут высказаться и объяснить свое душевное состояние взрослым. Примерно так же, как говорят в пословице: «Сытый голодного не разумеет». Поэтому современные дети примерно за полчаса до прихода родителей с работы стараются убежать из квартиры во двор. Там они встречают себе подобных, с которыми им легко удается найти общий язык,. В уличной компании дети ищут выход из мучительного душевного состояния.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Теория Хенри
В своей теории эмоций П. Хенри, объясняя происхождение положительных и отрицательных эмоций, выделяет две ортогональные системы активации. Он рассматривает два типа паттернов вегетативных реакций, которые сочетаются с активной или пассивн ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги» Цель данного цикла — на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотив ...

Возникновение и значение навыков
Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промеж ...