Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

Психология развития » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

Страница 1

Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и аспект всестороннего развития я личности выделен в особую сферу социально-педагогической работы с подростками.

В связи с этим важно, чтобы эстетическое воспитание в образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на прекрасное, разумное и нравственное в душе подростка, помочь каждому подростку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.

В наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм – беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.

Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой. Например: экскурсия в парк, в лес (с использованием рисунка, увиденного во время экскурсии, написания сочинения), экологические игры и развлечения.

Происходит и формирование эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр. Обсуждение литературных героев, встреча с писателями, актерами, музыкальные вечера, детские утренники, конкурсы, викторины.

Эстетическое восприятие мира формируется и через физическую культуру. Например: спортивные праздники, конкурсы, которые связанные с физкультурой, эстетическая беседа.

Эстетическое воспитание происходит и в труде. Например: работа в помещении, оформление рабочего места, инвентарь класса.

В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив формирования эстетики общения, как фундаментальной категории, определяющей положение подростка в коллективе, его возможности к межличностной коммуникации и социализации в обществе.

Современная социально-педагогическая теория исходит из того, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества [23, с. 89].

Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении, в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.

Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего, это эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями, достижениями и ошибками.

При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием. Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении – интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого человека.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Середина жизни.
В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы мора ...

Особенности развития личности младшего школьника
Ряд исследователей, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.В. Запорожец, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Л.С. Славина, Д. Элкинд, Д.Б. Эльконин и др., занимающиеся изучением развития личности детей, рассматривают его как развитие мотивационной, э ...

Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
Групповая динамика- этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая ...