Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

Психология развития » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Социально–педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

Страница 1

Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраста

всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и аспект всестороннего развития я личности выделен в особую сферу социально-педагогической работы с подростками.

В связи с этим важно, чтобы эстетическое воспитание в образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на прекрасное, разумное и нравственное в душе подростка, помочь каждому подростку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.

В наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм – беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.

Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой. Например: экскурсия в парк, в лес (с использованием рисунка, увиденного во время экскурсии, написания сочинения), экологические игры и развлечения.

Происходит и формирование эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр. Обсуждение литературных героев, встреча с писателями, актерами, музыкальные вечера, детские утренники, конкурсы, викторины.

Эстетическое восприятие мира формируется и через физическую культуру. Например: спортивные праздники, конкурсы, которые связанные с физкультурой, эстетическая беседа.

Эстетическое воспитание происходит и в труде. Например: работа в помещении, оформление рабочего места, инвентарь класса.

В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив формирования эстетики общения, как фундаментальной категории, определяющей положение подростка в коллективе, его возможности к межличностной коммуникации и социализации в обществе.

Современная социально-педагогическая теория исходит из того, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества [23, с. 89].

Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении, в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.

Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего, это эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями, достижениями и ошибками.

При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием. Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении – интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого человека.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
В качестве практических рекомендаций по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста можно использовать элементы арттерапевтических методик. Арттерания показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а ...

Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
Групповая динамика- этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая ...

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND ...