Методы и организация исследования

Страница 2

В 8-ми цветовом тесте Люшера используется набор цветовых стимулов. Этот набор отличается компактностью и удобен в применении в детской практике. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый из цветов обладает собственным ясно определенным (индивидуальным) эмоционально-личностным значением. И в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям.

Возрастной диапазон применения этого метода изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 5-ти летнего возраста. Верхняя возрастная граница не определена.

Опыт использования 8-ми цветового теста Люшера в комплексе с другими методиками позволяет характеризовать его не только как метод выбора, но, во многих случаях, и как один из немногих экспериментальных методов, пригодных для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Соответственно данной методики система эмоционально-личностной сферы представлена переменными, характеризующими самого ребенка:

- фактор нестабильности выбора;

- фактор тревожности;

- фактор активности;

- фактор работоспособности.

Каждая из переменных образует самостоятельную шкалу. Полученную от испытуемого информацию, исследователь заносит в регистрационный лист и получает профиль особенностей эмоционально-личностного развития испытуемого (приложение 3).

В общем понятии креативность включает в себя прошлые соприсутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает, что-либо новое, не существовавшее прежде. Креативность рассматривается, как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются: оригинальность; семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять его функциональное применение на практики; образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале. Ребенком используются две линии (полуовал и прямая линия), только по одному разу для изобретения серии фигур. Время выполнения – 8 минут.

В результате подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл, за каждый вариант.

Методика Вартега «Круги»: на бланке нарисовано 20 кругов (приложение 4). Задача ребенка состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для одного рисунка. Круги необходимо использовать так, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком необходимо написать, что нарисовано. Рисовать необходимо слева направо. На выполнения задания дается 5 минуть. В инструкции ребенку необходимо обязательно сказать, что результат работы будет оцениваться по степени оригинальности рисунков.

В данной методики подсчитывается беглость мышления – общее количество рисунков, за каждый – 1 балл, гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл, и оригинальность мышления - за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Законы восприятия
В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и ...

Психология взрослости
Стандартный период функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись ...

Формирование волевой сферы подростков
В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному ...