Методы и организация исследования

Страница 1

При проведении эксперимента были использованы следующие методы:

Оценка психологических характеристик.

Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали методику, предложенную Натальей Семаго, по исследованию субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР), 8-ми цветовой тест Люшера. Для диагностики креативности использовались: методика «Две линии» и методика Вартега «Круги».

Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) была создана в 1982-85гг. по аналогии с тестом Рене Жиля и используется автором в практической работе с детьми на протяжении более 12 лет (приложение 1, 2).

Тест представляет собой более гибкую и менее формализованную систему подачи вопросов с опорой на рисунки, без жесткого распределения "ролей" на самих тестовых материалах (схематических изображениях). Таким образом, получаемый спектр ответов ребенка более вариабелен, а сама методика становится более проективной, индивидуализированной, компактной и простой в применении и интерпретации. Эта методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Задаваемые ребенку вопросы подаются в форме доверительной беседы, когда контакт с ребенком уже установлен, не имеют жесткой формализации и учитывают возрастные, социокультурные и иные особенности ребенка. Методика состоит из 8 рисунков и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей "свободы" ответов и выборов ребенка.

При работе с методикой от ребенка не требуется развернутого рассказа, что существенно облегчает выполнение задания для самого ребенка. Ценность представляет и тот факт, что в ситуации отказа (или невозможности) ребенка дать вербальный ответ, он может просто указать позицию тех или иных персонажей на тестовом бланке. В свою очередь, это должно быть отмечено экспериментатором в соответствующем разделе регистрационного бланка. Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться через небольшой промежуток времени (в течение 30-45 дней). Очень показательно проведение исследования с одним и тем же ребенком до и после психокоррекционных мероприятий (групповой или индивидуальной, семейной психотерапии и т.п.) для оценки эффективности проведенной работы.

Для оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста мы использовали 8-ми цветовой тест Люшера, который является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

Методической основой цветового теста отношений являлся цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Согласно этому положению можно это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, "минуя" при этом защитные механизмы вербальной системы сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса
Результаты изучения родительского отношения. Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как. - отвержение (17 высокие значения). - социальная желательность (63% высокие значения). - симбиоз (43% высокие значения ...

Психологическое исследование мотивации пользователей интернета
Применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное ...

Болезненный дистресс
Часто болезненный дистресс объединяют в широкое понятие «болезни стресса», что является неверным. Так как сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физичес ...