Возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста

Психология развития » Возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста

Актуальность исследования. Социально-экономические перемены в современном обществе сопровождаются глубокими изменениями в системе образования. Это явление вносит коррективы в теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Пришедший в действие механизм школы показал, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности, которая является двигателем развития творческой индиви-дуальности детей.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса обучения и разностороннее развитие личности ребенка требует гармоничное сочетание процесса учебной деятельности, в рамках которого формируются базовые знания, умения и навыки с творческой активностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной и двигательной активности. Многочисленные наблюдения педагогов и психологов убедительно доказывают, что умелое использование игры в учебном процессе облегчает процесс усвоения знаний, умений и навыков и благоприятно воздействует на развитие психических процессов, в том числе на развитие творческих способностей детей.

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов, в игре все стороны личности формируются в единстве, во взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике детей, подготавливающие к новой, более высокой стадии развития (Эльконин Д.Б., 1997). В игре, как в фокусе, собираются; в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности, особенно творческая индивидуальность (Рубинштейн Л.С., 1989). По мнению Л.С. Выготского (1984), игра является источником творческого развития и создает зону ближайшего развития.

В данное время мы наблюдаем малое количество методических приемов, направленных на развитие творческой индивидуальности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Неудивительно, что римляне единым словом «Ludens» обозначали два понятия, по их мнению, неразрывно связанных друг с другом, - «школа» и «игра», полагая, что развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развитие творческой активности, будет происходить более эффективно в игре.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформировать цель исследования – выявить возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – реализация творческой активности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возможности использования подвижных игр для реализации творческой активности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) провести анализ научно - методической литературы по данной проблеме;

2) изучение игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста;

3) выявление роли игры в процессе реализации творческой активности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – предполагается, что разработанная нами методика, используемая на уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста с активным применением вариативности подвижных игр, окажет положительное влияние на психологическое состояние детей и на формирование творческой активности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- разработана методика, используемая для реализации творческой активности на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр;

- установлена эффективность использования игровой ситуации для реализации творческой активности;

- установлена эффективность использования подвижных игр для улучшения психологического состояния и эмоциональной комфортности детей младшего школьного возраста, как фундамент реализации творческой активности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика применения вариативности подвижных игр, направленных на реализацию творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Полученные данные могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки учителей физической культуры. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике педагогической деятельности.

Прочие материалы:

Факторы стресса
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, пос ...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, ф ...

Психология взрослости
Стандартный период функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись ...