Результаты исследования и их анализ.

Страница 5

Мы предположили, что при проведении аналогичного исследования на более обширной группе данные тенденции приобрели бы вид закономерностей: уровень умственного развития детей находится в обратной зависимости от уровня реактивной и личностной тревожности родителей.

Мы объясняем это тем, что при более низком уровне реактивной и личностной тревожности у родителей дети приобретают более высокий уровень познавательной активности, а также более четкую направленность на результат, что в сочетании и обеспечивает более высокий уровень умственного развития.

Соответственно, при более высоком уровне реактивной и личностной тревожности у родителей дети в большей степени направлены на соблюдение родительских требований в каждой конкретной ситуации, и соответствие родительским ожиданиям, что в сочетании и проявилось более низким уровнем умственного развития у детей.

По полученным данным выявилось следующее распределение, объединяющее 11 и 111 группы детей. Уровень развития творческих способностей у детей (1 группа), значительно превышающий норму (более чем в 2 раза) наблюдается при более низких уровнях тревожности у родителей. Уровень развития творческих способностей, соответствующий норме и превышающий ее (11 группа) и уровень развития творческих способностей ниже нормы (111 группа) наблюдался при более высоких уровнях тревожности у родителей.

Однако по балльным показателям в этой последней группе наблюдалось интересное распределение: по мере снижения уровней реактивной тревожности у родителей отмечается и снижение уровня развития творческих способностей у детей. Так, если у родителей, чьи дети относятся ко 11 группе, средние показатели реактивной, личностной и общей тревожности составляют 28,8 балла, 43,2 балла и 30 баллов, то у родителей, чьи дети относятся к 111 группе – соответственно 22,6 балла, 41 балл и 17 баллов.

По нашему мнению, это можно объяснить тем, что при низких уровнях тревожности у родителей для детей существует большая свобода при выборе способов действия и большее одобрение со стороны родителей при самостоятельной активности.

Соответственно, при повышении уровней тревожности у родителей детям предъявляются все более строгие требования по соответствию действий детей родительским нормам поведения, что обеспечивает детям более жесткие рамки воображения.

Результаты исследдования были представлены родителям и разъяснены. Была прочитана лекция по материалам теоретической части настоящей курсовой работы об особенностях развития умственных и творчесикх способностей у детей в старшем дошкольном возрасте. Даны конкретные рекомендации по организации индивидуальных занятий с собственными детьми, направленными на дальнейшее развитие указанных способностей.

Кроме того, родителям с повышенной эмоциональной тревожностью были разъяснены основные приемы психологической саморегуляции, направленные на уменьшение реактивной тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочие материалы:

Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и живо ...

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.
В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. В концепции Д. ...

Теория Хенри
В своей теории эмоций П. Хенри, объясняя происхождение положительных и отрицательных эмоций, выделяет две ортогональные системы активации. Он рассматривает два типа паттернов вегетативных реакций, которые сочетаются с активной или пассивн ...