Факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников

Страница 1

Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников. Для проверки такого предположения, сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проводилось в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века (Б.С. Круглов, А. Адыкуллов, А.С. Шаров). Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича. Полученные данные подтвердили выдвинутое предположение: существенные отличия ценностных ориентаций современных старшеклассников от ориентаций их сверстников 70 – 80-х годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей.

Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства». Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для старшеклассников 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов. Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». В этой связи специального анализа заслуживает соотношение инструментальных ценностей и такой терминальной ценности, как «творчество».

Логика процесса обусловлена спецификой функционирования обобщенного ценностного механизма "поиск – оценка – выбор – проекция". Его элементы отличаются взаимосвязанностью и взаимодополняемостью. Каждый из них при формировании ценностной ориентации выполняет особую функцию:

1) функция поиска заключается в осознании старшеклассниками необходимости приобретения знаний о ценности;

2) функция оценки реализуется в выявлении школьниками личностной значимости ценности;

3) выбор функционально отражается посредством обнаружения и закрепления эмоционально-оценочного отношения;

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата
Как замечает американский психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на со ...

Направленность личность
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения. Направленность личности – это ведущее психологическое ...

Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере тру ...