Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

Страница 5

Честность (правдивость, искренность), ср. ар. = 6,79. Вероятно, прежде всего - это искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится. Важность "честности" для старшеклассников говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих.

жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12.

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67.

воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06.

ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69.

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76.

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88.

аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12.

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21.

чуткость, ср. ар. = 9,79.

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 9,94.

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15.

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18.

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5.

исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12.

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 12,48. Возможно, высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Однако, для большинства старшеклассников означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию - недовольство.

нетерпимость к недостаткам в себе и других 0, ср. ар. = 15,12. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т.д.

Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников

Название ценности

Кол - во

%

1

Жизнерадостность

7

21,2

2

Воспитанность

5

15,1

3

Независимость

4

12,1

4

Образованность

4

12,1

5

Честность

3

9,1

6

Чуткость

2

6,1

7

Широта взглядов

2

6,1

8

Самоконтроль

2

6,1

9

Аккуратность

1

3,0

10

Рационализм

1

3,0

11

Терпимость

1

3,0

12

Эффективность в делах

1

3,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объедин ...

Второе посещение замка грааля
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кр ...