Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

Страница 5

Честность (правдивость, искренность), ср. ар. = 6,79. Вероятно, прежде всего - это искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится. Важность "честности" для старшеклассников говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих.

жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12.

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67.

воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06.

ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69.

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76.

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88.

аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12.

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21.

чуткость, ср. ар. = 9,79.

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 9,94.

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15.

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18.

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5.

исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12.

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 12,48. Возможно, высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Однако, для большинства старшеклассников означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию - недовольство.

нетерпимость к недостаткам в себе и других 0, ср. ар. = 15,12. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т.д.

Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Лидирующие инструментальные ценности старшеклассников

Название ценности

Кол - во

%

1

Жизнерадостность

7

21,2

2

Воспитанность

5

15,1

3

Независимость

4

12,1

4

Образованность

4

12,1

5

Честность

3

9,1

6

Чуткость

2

6,1

7

Широта взглядов

2

6,1

8

Самоконтроль

2

6,1

9

Аккуратность

1

3,0

10

Рационализм

1

3,0

11

Терпимость

1

3,0

12

Эффективность в делах

1

3,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников
1) Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело ...

Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоот ...

Главная проблема отношений между родителями и детьми
Проблема поколений не нами придумана, и не в наших силах ее разрешить. Она была, есть и будет – большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их ...