Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников

Страница 4

Так же, для проведения сравнительного анализа была построена гистограмма лидирующих ценностей родителей (рисунок 3).

Рисунок 3 – Лидирующие ценности родителей

Теперь проведем сравнение между терминальными ценностными ориентациями родителей и старшеклассников, для чего на основании гистограмм родителей и учеников построим кривую совместимости терминальных ценностей (рисунок 4).

Рисунок 4 – Кривая совместимости терминальных ценностей родителей и старшеклассников.

Из рисунка 4 видно, что терминальные ценностные ориентации не сильно различаются у родителей и старшеклассников, а это значит, что влияние семьи на формирование ценностных ориентаций очевидно. Так же, необходимо отметить, что недостаточно оценивается родителями и старшеклассниками значимость таких факторов, как «счастье других людей», «красота природы», «творчество». Интересны еще два параметра, вошедшие в последнюю пятерку по значимости в терминальных ценностях: «развлечение» и «общественное признание».

Можно говорить, что при оценке собственной жизни старшеклассники и их родители уделяют мало времени развлечениям и необременительному времяпрепровождению. Возможно, в данном аспекте рассматривается целесообразность активности, заложенная в формулировке ценности, нежели полное отрицание значимости развлечений.

Вторая из рассматриваемых позиций - «признание окружающих» - занимает также низкое положение в ряду рангов, что отчасти может говорить о том, что в своей деятельности представители исследуемых групп ориентируются на внутреннюю потребность и на интерес к выполняемой деятельности, нежели на одобрение со стороны других. Причем такое положение свойственно и родителям и старшеклассникам.

Таким образом, проведенное исследование терминальных ценностей явно показало, что внутрисемейная связь ценностных ориентаций, несомненно, присутствует.

Теперь перейдем к исследованию инструментальных ценностей старшеклассников и родителей. Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.

Рейтинг инструментальных ценностей старшеклассников

Образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. Как известно, "профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности в юношеском возрасте"(11, с. 152). А процесс профессионального самоопределения (в частности, удачного поступления в вуз, в колледж и т.д. ) напрямую зависит от уровня, объема и широты знаний старшеклассника. Словом, образованность понимается большинством юношей и девушек, как надежное и проверенное средство достижения целей в профессиональной сфере. Характерно, что немаловажную роль в безусловном лидерстве "образованности" среди других ценностей-средств играет давление на старшеклассников со стороны взрослых (родителей и учителей, прежде всего). Общий смысл разговоров о будущем зачастую сводится к формуле "Учиться, учиться и учиться", поскольку взрослые в большинстве случаев считают, что единственная цель старшеклассников - это поступление в институт. Все это заставляет старшеклассников серьезно относиться к образованию и скорые выпускные, и вступительные экзамены стимулируют к учебе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Настроение и чувство
Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настр ...

Физиологические и психофизиологические аспекты готовности к материнству
Спектр исследований физиологических и психофизиологических исследований аспектов готовности к материнству велик, в основном они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации. ...

Использование сказок и рассказов для развития воображения у детей
Однажды в лесу, повстречал медведь, зайчика. Зайчик сидел на пеньке и смотрел на дерево. На том дереве был улей, а в улье жили пчелы. Зайчику очень хотелось попробовать, что такое мед. Все звери говорили: " Он такой сладкий, он так ...