Психодиагностическое исследование

Страница 1

Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период с _по _. Исследование проводилось с двумя группами - экспериментальной и контрольной, в каждую из которых вошли по четыре семейные пары. Был разработан план эксперимента, который состоял из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности.

I этап - констатирующий эксперимент

II этап - формирующий эксперимент

III этап - контрольный эксперимент

Цель: выявление взаимосвязи между типом темперамента и способом разрешения конфликта в семье. Задачи:

1. Подобрать методики для исследования;

2. Выявить типы темперамента испытуемых (в обеих группах);

3. Определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психическим напряжением;

4. Установить влияние темперамента на выбор стратегии поведения в конфликте.

Работая над решением первой задачи нами были изучены ряд методик для исследования, установлено, что целесообразнее всего применить следующие:

- Тест-опросник Айзенка по определению темперамента (Приложение 1);

- «Типовое семейное состояние» - методика (Приложение 2).

Решая вторую задачу, т.е. выявить типы темперамента испытуемых, нами был использован Тест-опросник Айзенка по определению темперамента. Исследование проводилось с двумя группами: группа А (экспериментальная группа) и группа Б (контрольная группа). Участникам тестирования была обеспечена строгая самостоятельность ответов, представленная на листе с напечатанном на нем номером вопросов от 1 до 57 и расположенными рядом номерами ответов «да» или «нет».

Вторым шагом в обработке результатов является построение схемы типов темперамента и выявления уровня экстраверсии.

По результатам тестирования имеем следующие результаты:

- в группе А (экспериментальная группа): Сангвиник - 38 %

Холерик - 22 % Меланхолик - 26% Флегматик - 14 %

- в группе Б (контрольная группа) Сангвиник - 36 %

Холерик - 23 %

Меланхолик - 25%

Флегматик — 16 %

Сравнивая полученные данные можно сказать о том, что процентное соотношение типов темперамента в обеих группах примерно одинаково, существуют лишь незначительные различия, не оказывающие влияния на эксперимент.

Третья задача решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.

Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.

Рис.2.1. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период

констатирующего эксперимента

Где: У - общая неудовлетворенность;

Н - нервно-психическое напряжение;

Т- семейная тревожность.

Рис.2.2. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период констатирующего эксперимента

Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в обоих группах преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).

Решая четвертую задачу нами был проведен целевой опрос с целью выявления предпочтений в выборе стратегий в конфликте. По результатам опроса было выявлено следующее:

Рис2.3. Стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период констатирующего эксперимента

Где: ИК - избегание конфликта;

П - приспособление;

К - компромисс.

Рис: 2.4. Стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период

констатирующего эксперимента

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а такж ...

Красный рыцарь
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь т ...

Определение перспектив исследования «Влияния успешности обучения на самооценку младшего школьника»
Развитие самосознания у ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неуд ...