Психодиагностическое исследование

Страница 1

Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период с _по _. Исследование проводилось с двумя группами - экспериментальной и контрольной, в каждую из которых вошли по четыре семейные пары. Был разработан план эксперимента, который состоял из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности.

I этап - констатирующий эксперимент

II этап - формирующий эксперимент

III этап - контрольный эксперимент

Цель: выявление взаимосвязи между типом темперамента и способом разрешения конфликта в семье. Задачи:

1. Подобрать методики для исследования;

2. Выявить типы темперамента испытуемых (в обеих группах);

3. Определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психическим напряжением;

4. Установить влияние темперамента на выбор стратегии поведения в конфликте.

Работая над решением первой задачи нами были изучены ряд методик для исследования, установлено, что целесообразнее всего применить следующие:

- Тест-опросник Айзенка по определению темперамента (Приложение 1);

- «Типовое семейное состояние» - методика (Приложение 2).

Решая вторую задачу, т.е. выявить типы темперамента испытуемых, нами был использован Тест-опросник Айзенка по определению темперамента. Исследование проводилось с двумя группами: группа А (экспериментальная группа) и группа Б (контрольная группа). Участникам тестирования была обеспечена строгая самостоятельность ответов, представленная на листе с напечатанном на нем номером вопросов от 1 до 57 и расположенными рядом номерами ответов «да» или «нет».

Вторым шагом в обработке результатов является построение схемы типов темперамента и выявления уровня экстраверсии.

По результатам тестирования имеем следующие результаты:

- в группе А (экспериментальная группа): Сангвиник - 38 %

Холерик - 22 % Меланхолик - 26% Флегматик - 14 %

- в группе Б (контрольная группа) Сангвиник - 36 %

Холерик - 23 %

Меланхолик - 25%

Флегматик — 16 %

Сравнивая полученные данные можно сказать о том, что процентное соотношение типов темперамента в обеих группах примерно одинаково, существуют лишь незначительные различия, не оказывающие влияния на эксперимент.

Третья задача решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.

Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.

Рис.2.1. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период

констатирующего эксперимента

Где: У - общая неудовлетворенность;

Н - нервно-психическое напряжение;

Т- семейная тревожность.

Рис.2.2. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период констатирующего эксперимента

Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в обоих группах преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).

Решая четвертую задачу нами был проведен целевой опрос с целью выявления предпочтений в выборе стратегий в конфликте. По результатам опроса было выявлено следующее:

Рис2.3. Стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период констатирующего эксперимента

Где: ИК - избегание конфликта;

П - приспособление;

К - компромисс.

Рис: 2.4. Стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период

констатирующего эксперимента

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

СМИ как средство контроля ценностных ориентаций
Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данн ...

Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар
Я люблю тебя. Это значит - Я желаю тебе добра В. Тушнова Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наибол ...

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...