Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период с _по _. Исследование проводилось с двумя группами - экспериментальной и контрольной, в каждую из которых вошли по четыре семейные пары. Был разработан план эксперимента, который состоял из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности.
I этап - констатирующий эксперимент
II этап - формирующий эксперимент
III этап - контрольный эксперимент
Цель: выявление взаимосвязи между типом темперамента и способом разрешения конфликта в семье. Задачи:
1. Подобрать методики для исследования;
2. Выявить типы темперамента испытуемых (в обеих группах);
3. Определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психическим напряжением;
4. Установить влияние темперамента на выбор стратегии поведения в конфликте.
Работая над решением первой задачи нами были изучены ряд методик для исследования, установлено, что целесообразнее всего применить следующие:
- Тест-опросник Айзенка по определению темперамента (Приложение 1);
- «Типовое семейное состояние» - методика (Приложение 2).
Решая вторую задачу, т.е. выявить типы темперамента испытуемых, нами был использован Тест-опросник Айзенка по определению темперамента. Исследование проводилось с двумя группами: группа А (экспериментальная группа) и группа Б (контрольная группа). Участникам тестирования была обеспечена строгая самостоятельность ответов, представленная на листе с напечатанном на нем номером вопросов от 1 до 57 и расположенными рядом номерами ответов «да» или «нет».
Вторым шагом в обработке результатов является построение схемы типов темперамента и выявления уровня экстраверсии.
По результатам тестирования имеем следующие результаты:
- в группе А (экспериментальная группа): Сангвиник - 38 %
Холерик - 22 % Меланхолик - 26% Флегматик - 14 %
- в группе Б (контрольная группа) Сангвиник - 36 %
Холерик - 23 %
Меланхолик - 25%
Флегматик — 16 %
Сравнивая полученные данные можно сказать о том, что процентное соотношение типов темперамента в обеих группах примерно одинаково, существуют лишь незначительные различия, не оказывающие влияния на эксперимент.
Третья задача решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.
Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.
Рис.2.1. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период
констатирующего эксперимента
Где: У - общая неудовлетворенность;
Н - нервно-психическое напряжение;
Т- семейная тревожность.
Рис.2.2. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период констатирующего эксперимента
Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в обоих группах преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).
Решая четвертую задачу нами был проведен целевой опрос с целью выявления предпочтений в выборе стратегий в конфликте. По результатам опроса было выявлено следующее:
Рис2.3. Стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период констатирующего эксперимента
Где: ИК - избегание конфликта;
П - приспособление;
К - компромисс.
Рис: 2.4. Стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период
констатирующего эксперимента
Прочие материалы:
Игра в процессе обучения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы ...
Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из–за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огром ...
Организация и методы исследования
Теоретический анализ проблемы, осуществленный на втором этапе исследовательской работы показал, что социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с ...
Навигация