Психодиагностическое исследование

Страница 1

Практическая проверка нашей гипотезы осуществлялась в период с _по _. Исследование проводилось с двумя группами - экспериментальной и контрольной, в каждую из которых вошли по четыре семейные пары. Был разработан план эксперимента, который состоял из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности.

I этап - констатирующий эксперимент

II этап - формирующий эксперимент

III этап - контрольный эксперимент

Цель: выявление взаимосвязи между типом темперамента и способом разрешения конфликта в семье. Задачи:

1. Подобрать методики для исследования;

2. Выявить типы темперамента испытуемых (в обеих группах);

3. Определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психическим напряжением;

4. Установить влияние темперамента на выбор стратегии поведения в конфликте.

Работая над решением первой задачи нами были изучены ряд методик для исследования, установлено, что целесообразнее всего применить следующие:

- Тест-опросник Айзенка по определению темперамента (Приложение 1);

- «Типовое семейное состояние» - методика (Приложение 2).

Решая вторую задачу, т.е. выявить типы темперамента испытуемых, нами был использован Тест-опросник Айзенка по определению темперамента. Исследование проводилось с двумя группами: группа А (экспериментальная группа) и группа Б (контрольная группа). Участникам тестирования была обеспечена строгая самостоятельность ответов, представленная на листе с напечатанном на нем номером вопросов от 1 до 57 и расположенными рядом номерами ответов «да» или «нет».

Вторым шагом в обработке результатов является построение схемы типов темперамента и выявления уровня экстраверсии.

По результатам тестирования имеем следующие результаты:

- в группе А (экспериментальная группа): Сангвиник - 38 %

Холерик - 22 % Меланхолик - 26% Флегматик - 14 %

- в группе Б (контрольная группа) Сангвиник - 36 %

Холерик - 23 %

Меланхолик - 25%

Флегматик — 16 %

Сравнивая полученные данные можно сказать о том, что процентное соотношение типов темперамента в обеих группах примерно одинаково, существуют лишь незначительные различия, не оказывающие влияния на эксперимент.

Третья задача решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.

Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.

Рис.2.1. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период

констатирующего эксперимента

Где: У - общая неудовлетворенность;

Н - нервно-психическое напряжение;

Т- семейная тревожность.

Рис.2.2. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период констатирующего эксперимента

Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в обоих группах преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).

Решая четвертую задачу нами был проведен целевой опрос с целью выявления предпочтений в выборе стратегий в конфликте. По результатам опроса было выявлено следующее:

Рис2.3. Стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период констатирующего эксперимента

Где: ИК - избегание конфликта;

П - приспособление;

К - компромисс.

Рис: 2.4. Стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период

констатирующего эксперимента

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Возникновение и значение навыков
Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промеж ...

Оценочные вопросы
Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рациона ...

Определение понятия творческих способностей
Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный ...