Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

Психология развития » Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка

Актуальность. Состоит в том, что в период созревания очень важен для психологического становления личности: формируется внутренний мир человека, интеллектуальная сфера, изменяются способы контакта, общения с другими людьми, представление о своём месте в мире, своих способностях, задатках. Именно во время созревания человек осознаёт себя, как личность. Но не все дети взрослеют одинаково, у каждого свой темп развития, поэтому могут возникать разные проблемы в связи с разными темпами развития. Мы рассмотрим три варианта темпов биологического созревания: ранний, нормальный и поздний. В период взросления начинают изменяться требования и отношения других людей к подростку. Другие люди начинают считать его более взрослым, ответственным и т.д., а он может быть не готов к этим требованиям. С другой стороны, при быстром взрослении ребёнок, ожидая изменения отношения, может столкнуться с непониманием, как старших, так и ровесников. Изучив темпы развития, и выявив особенности каждого из них, можно помочь ребёнку справиться с трудностями формирования самосознания в подростковом периоде. Для нашей гимназии тема актуальна, так как возраст некоторых детей пятого класса как раз приходится на начало пубертата и им сложней вдвойне, на фоне начала такого непростого периода жизни, как взросление, они приходят в новую школу, в которой никого не знают. Педагогам необходимо помочь детям справиться с их трудностями и переживаниями и самим не провоцировать возможные проблемы детей с родителями, одноклассниками и другими педагогами.

Теоретическая разработанность. Изучением детей в период полового созревания занимались многие психологи и физиологи. Здесь следует назвать имена следующих учёных. «Дж. Стэнли Холл первый в США доктор философии в области психологии, основоположник научной школы по изучению ребёнка в Северной Америке, он первым начал изучать психологию подростков». [цит. по 11 c. 51] З. Фрейд, коснувшийся проблем юности в своей книге «Три очерка по теории сексуальности» [11]; Анна Фрейд, дочь З. Фрейда, интересовалась изучением юношеского возраста больше, чем её отец, и много работала над исследованием процесса подросткового развития и структуры психики в пубертатный период [11]; Э. Эриксон (1902-1994) модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития в своей книге «Юность и идентичность» [11]; Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» разрабатывал психосоциальную теорию развития в юности [11]; русский учёный И. С. Кон, изучавший основные психологические проблемы 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ и систематизировавший их в книге «Психология ранней юности»; А. Гезелль, получивший известность благодаря наблюдениям за развитием человека от рождения до юношеского возраста, его самой известной книгой является «Юность: от 10 до 16 лет» [11] и многие другие учёные.

Прочие материалы:

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуля ...

Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации
В многочисленных определениях и интерпретациях социально-психологического климата, предложенных на Западе, имеется одна общая черта: везде говорится о взаимодействии индивида с организационной средой. Выявление релевантных факторов при о ...

Роль семьи при возникновении и протекании психосоматических заболеваний у детей
Одним из факторов, воздействующих на протекание психосоматических заболеваний, является отношение родителей к заболеванию ребенка [3]. Как правило, на отношение родителей к болезни ребенка влияют разные факторы. Это и состояние собственно ...