Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.
Что вызывает деятельность половых желез? По этому вопросу есть множество гипотез, самой правдоподобной из которых по мнению П. П. Блонского, автора книги «Педология», является гипотеза Белова: железы внутренней секреции (в том числе и половые) связаны в своей деятельности друг с другом, следовательно оказывают друг на друга взаимное влияние. В раннем детстве огромную роль играет зобная железа (thymus). Функционирование этой железы, как можно предполагать на основании многих фактов, влечёт за собой пониженную деятельность мозгового придатка (Hypophsis, маленькая железа длиной около 1,3 см и весом менее 0,5 г., расположенного внутри черепа у основания головного мозга). Но пониженная деятельность последней (стало быть, он ещё слабо развит и слабо функционирует) вызывает пониженную деятельность зобной железы. Таким образом, последняя начинает атрофироваться. Явления роста, типичные для раннего детства, прекращаются. Но понижение деятельности зобной железы вызывает повышенную деятельность мозгового придатка. В свою очередь повышенная деятельность мозгового придатка возбуждает деятельность половых желез, которая понижает деятельность мозгового придатка. [3]
Из этой гипотезы можно вывести, что в начале взросления подросток – существо с повышенной деятельностью мозгового придатка (преимущественно передних долей его). Половые железы ещё только развиваются. «Мозговой придаток влияет на кожу – она беднеет жиром и грубеет, на волосы на голове - они делаются более густыми и жёсткими (однако, на половое оволосение мозговой придаток не влияет), изменяет обмен веществ в сторону ассимиляции (усвоения, построения) азотистых продуктов и диссимиляции (разрушения, выведения) углеводородов. Вследствие этого усиливается белковое питание организма, а, следовательно, и рост» [цит. по 3, с 241] Однако, «рост скелета опережает рост мышечной массы, что приводит к нарушениям осанки, некоторой непропорциональности и неуклюжести тела». [цит по 14, с 77]
Со временем возникает всё более стабильная взаимосвязь между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Половые железы становятся всё более развитыми. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение [14]
Это были общие положения физиологии пубертата, однако развитие мальчиков и девочек существенно отличается друг от друга.
Прочие материалы:
Методика определения мотивационной готовности к
обучению в школе. Романова Е.С.
Данная методика направлена на определения мотивационной готовности детей, включает в себя:
Желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.
Познава ...
Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения - соответствующие вероучительным принципам определенной ко ...
Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышления
Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки:
...
Навигация