Замысел в деятельности детей

Страница 1

Изобразительная деятельность, подобно любой психической деятельности, состоит из двух частей - ориентировочной и исполнительной (П.Я. Гальперин). По нашему мнению, ориентировочной частью в изобразительной деятельности является замысел. Под замыслом понимают задуманный план действий, деятельности, намерение, который осуществляется в умственном плане с помощью внутренней речи. Замысел имеет форму (зона актуального развития) и содержание (зона ближайшего развития).

Целью работы было выделение и описание разных типов замысла в рисунках детей. В исследовании приняли участие 32 ребенка в возрасте 5; 1 - 6; 2 лет (средний возраст 5;

9). Методы включали в себя:

1) анализ рисунков на свободную тему;

2) построение рисунка в ЗБР при дозированной помощи взрослого;

3) анализ речевого сопровождения.

Качественный анализ рисунков детей на свободную тему позволил выделить 4 формы замысла и, соответственно, 4 группы испытуемых:

1) замысел отсутствует;

2) промежуточный;

3) шаблонный;

4) целостный замысел. Форма замысла имеет высокую значимую связь с уровнем графической деятельности (р<0,001).

Речевую продукцию детей во время рисования мы разделили на несколько категорий:

1) констатирующая речь следует за действиями ребенка;

2) сопровождающая речь протекает одновременно с действием;

3) планирующая и регулирующая речь предваряет исполнение действия;

4) шепотная речь;

5) речь отсутствует. Каждому ребенку ставился в соответствие преимущественный тип речевой продукции.41% от общей выборки детей рисуют молча. Дети первой группы или рисуют молча, или сопровождают свою деятельность речью, не связанной, однако, с их действиями. При этом в среднем они производят 10 высказываний за время рисования. Дети второй группы используют все 5 типов речевых высказываний, преимущественно сопровождающего типа (36%). Также дети этой группы чаще, чем другие дети используют шепотную речь. Среднее число высказываний - 12. Разнообразие проявления речевых высказываний может быть связано с промежуточным положением, занимаемым этой группой детей, у которых замысел находится в активной стадии становления.

57% детей с шаблонным замыслом рисуют молча. Это может быть связано со знакомостью, освоенностью замысла, с отсутствием трудностей, которые вызывают "речь для себя" у дошкольников. С другой стороны, 29% детей используют комплексный тип речевого сопровождения. Среднее число высказываний - 10. Дети четвертой группы преимущественно используют комплексный тип речевых высказываний и делают в среднем 29 высказываний.

С одной стороны, по мере перехода от первой к четвертой форме замысла происходит уменьшение числа детей, рисующих молча, с другой - происходит увеличение общего числа высказываний и появление комплексного типа речевой продукции - одновременное присутствие предваряющих, сопровождающих и констатирующих высказываний. Исключение составляют дети с шаблонным замыслом: они чаще, чем другие дети рисуют молча.

Детям, содержание замысла которых находится в ЗБР, требуется помощь взрослого для актуализации, а иногда даже реализации замысла рисунка. Мера помощи составляет содержание замысла. Помощь может иметь несколько форм:

1) опредмечивание графических построений - каракулей;

2) составление плана рисунка и контроль;

3) взрослый предлагает ребенку выбрать сюжет рисунка;

4) взрослый задает ребенку тему для рисования: "Детский сад". Вторая форма помощи оказалась наиболее действенной для детей с промежуточным замыслом. Она служила детям опорой, "стержнем", благодаря которому замысел оставался устойчивым и не подвергался изменениям. Детям с отсутствием замысла и находящимся на стадии каракуль, стимуляция взрослого не только не оказывала помощи, но приводила к дезорганизации деятельности. Для этих детей наиболее действенной оказалась помощь взрослого в опредмечивании каракуль.

Дети с шаблонным замыслом благодаря второй форме помощи насыщали рисунок новыми элементами, иногда даже вводили персонаж. У детей с целостным замыслом активизировалась планирующая речь, они рассказывали о том, что хотели нарисовать, но качественных различий в самостоятельных рисунках детей и рисунках, выполненных с помощью взрослого, не обнаружено.

Дети с отсутствием замысла не смогли воспользоваться третьей формой помощи, из-за отсутствия средств для е. реализации. Дети с промежуточным замыслом не испытывают проблем с выбором темы, для них важнее оставаться в пределах первоначального замысла. Поэтому для них третья форма помощи оказывалась не результативной - их замысел нестойкий и подвержен изменениям. Дети с шаблонным замыслом часто не имеют достаточного арсенала графических образов, поэтому помощь в выборе темы оказывалась недейственной - они не могли реализовать задуманное и отказывались от выбранной темы.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года. Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в во ...

Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и ...

История изучения нервно-психических состояний человека
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Понятие «психическое состояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, как отмечает Д. Левитов, дать его собственное определение ...