Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности – это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждения к жизни и деятельности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например ,на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (к примеру ,преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах – ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, во вкусах и склонностях и проявляется в разных сферах деятельности человека: профессиональной , семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система ее характеристик.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности ,определяющее ее психический склад. В общем плане направленность личности в психологии определяется как отношение того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она ему отдает[13,с. 346-348]
В психологии граница разделения темперамента и характера достаточно условна. Генотип он определил как прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотип - как комбинацию врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания, или характер.
Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия социальных и биологических факторов. Его можно считать вектором воспитания и генного набора данного человека.
В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесно связан с его темпераментом, не совпадая с ним. Свойства характера, по сравнению со свойствами темперамента более содержательны, конкретны. Характер также связан с личностью человека, хотя личность человека и его характер не одно и тоже.
Характер человека показывает не только то, что он делает, но и то, как он это делает. От характера зависит не содержание , а стиль его деятельности. Он представляет стержневое психическое свойство человека, накладывает отпечаток на все его действия и поступки, определяющие типичные способы его реагирования на жизненные ситуации.
К характеру относятся не любые его индивидуальные психологические особенности и свойства, а только наиболее выраженные и устойчивые черты, типичные для данного человека и систематически проявляющиеся в его действиях и поступках.
Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие отношений к себе, людям и труду.
Характер формируется не только в процессе воспитания, но и в процессе самовоспитания. Личность может сознательно корректировать негативные проявления своего характера[5, с.165 - 172].
Прочие материалы:
Роль семьи в воспитании ребенка.
По результатам тестирования– семья в жизни ребенка занимает первое место. Ну, это и очевидно. Ведь, именно в семье ребенок получает первые навыки и знания для выхода в другую, новую жизнь. Семья является для ребенка в таком возрасте, ни ...
Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6]
, в которых выяснялись особенности ...
Формирование и развитие волевых качеств личности
Зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность, т.е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость чело ...
Навигация