Системный анализ определений и психологических теорий любви

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ определений и психологических теорий любви

Страница 1

Что там, за ветхой занавеской Тьмы?

В гаданиях запутались умы.

Когда же с треском лопнет занавеска,

Увидим все, как ошибались мы.

Омар Хайям

Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов [91, с.111]. При этом не существует единого точного определения любви, многозначность употребления этого понятия приводит к размыванию семантических границ любви и утрате специфического содержания данного слова. Системный анализ определений "любви" через уровень потребностной сферы и вид потребностей позволит вскрыть семантику любви, заложенную в данных определениях.

В соответствие с типом словаря рассмотрим определения любви в толковых, энциклопедических, философских и психологических словарях. Толковые и энциклопедические словари:

Любовь - страсть, сердечная привязанность, склонность [101].

Любовь - чувствование чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе. Гл. виды любви: половая Л. - влечение существа одного пола к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни.Л. кровная, родственная, имеет своим источником половую Л. (стремление родителей найти продолжение своей жизни в детях), жалость к нуждающимся в защите и заботе, беспомощным и слабым существам (родительская Л), чувство благодарности, привязанности за заботы и ласки (детская Л), привычку общей жизни (Л. братская).Л. общечеловеческая - продукт позднейшего социального развития; путем воспитания и наследственности сознание общности интересов людей и равноценности человеческой личности превращается в прочное чувство альтруистической Л., способное в своем высшем напряжении доходить до аффектов самопожертвования. Л., как высшая духовная эмоция, выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту [244].

Любовь - Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Взаимная л. Склонность, пристрастие к чему-н. Л. к музыке. Л. к искусству [269].

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Платоническая Л. - Л., свободная от чувства влечения. Половая Л. в совр. ее форме индивиуально-избират. чувства - результат длит. ист. развития человеческой личности [345].

Любовь - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдавать свои силы общему делу (Л. к родине), на взаимном расположении, симпатии, близости (братская Л., Л. к людям), на инстинкте (материнская Л), на половом влечении (половая Л); отношение двух лиц, взаимно связанных этим чувством; склонность, расположение или влечение к чему-н. (Л. к искусству, Л. к работе) [358].

Философские словари

Любовь - в широком смысле, стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Перенесенная на человека Л. означает:

телесно-душевный принцип продолжения рода

душевно-духовный принцип "платонической любви", свободной от всякого желания обладания.

В этике Л. - добродетель личности в отношении к другой личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему.

В теории познания Л. - предпосылка и начало процесса познания [371].

Любовь к ближнему - чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность, когда одна личность заступается за другую личность как за саму себя (альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности [371].

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, ...

Подростковый возраст
Психофизиологические особенности подросткового возраста обусловлены главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, который определяется как формирование репродуктивной функции, или половое созревание. Биологические изм ...

Восприятие студентами активных методов обучения
Рассмотрим описание методов студентами и сравним их с реальными описаниями. Обобщенное описание метода мозгового штурма: Набрасывание идей для решения поставленной задачи. Высказывание первого пришедшего в голову, непроизвольно, поток с ...