Восприятие и познание человека человеком

Психология развития » Восприятие и познание человека человеком

Страница 7

Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию, склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И, наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отделить того, кто претендует на сотрудничество, и поставить его на место. О том, как представляется человеку « соотношение сил» ( социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимика – соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действием, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды прилагают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и неизбежны, а также относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.

В ходе общественно – исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре « социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по – своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.

Примером может служить «социальный стереотип» - схематический, стандартный образ человека как представителя определенной социальной (профессиональной, национальной и т. п.) группы. Многие люди считают само собой разумеющимся, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен в повседневной жизни, что студент всегда остроумен, полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают, что о любви. Встречая нового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение в соответствии с имеющимся стереотипом. Так артист А.В. Баталов рассказывал, что самые разные люди, обращаясь к нему, обычно руководствовались такой примитивной схемой … «во мне они видели представителя одного и того же несуществующего братства актеров, где труд ничто, где царит легкая, красивая, разгульная и бездумная жизнь» [5].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочие материалы:

Чувство самовлиятельности
В современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в последнее время стали уделять пристальное внимание изучению «синдрома профессионального выгорания». Это расстройство, как правило, свойственно людям, потерявшимся в собс ...

Свойства внимания
К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относит ...

Простые вопросы, или «о пользе забывания»
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отве ...