Восприятие и познание человека человеком

Психология развития » Восприятие и познание человека человеком

Страница 11

Однако чрезмерная дистанция затрудняет понимание подчиненными поступков руководителя и создает возможность возникновения у них негативных чувств. В равной мере она затрудняет понимание руководителем поступков подчиненных. В процессе стирания социальных различий дистанция между людьми становится подвижной, в значительной степени изменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников. Каждый человек «равен в правах с другими членами общества, всегда может рассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботу государства, на помощь и поддержку коллектива».

Воспринимая другого человека, невозможно его не оценивать Восприятие всегда неразрывно связано с определенным отношением к воспринимаемому – положительным или отрицательным, с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживаний бесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы: чувства конъюнктивные, т.е. способствующие сближению людей, облегчающие сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия.

То, что субъект осознает как близкое ему, с чем он соотносит конъюнктивные чувства, обычно воспринимается в положительном свете. «Приятное – это соответствующее «нашему» ( наличному или потенциальному), неприятное – «чужому» Выходит, эти явления не в том смысле «чужие», что они неприятны, а в том смысле неприятны, что «чужие».

В обыденной жизни взаимодействие с другим человеком строится на более или менее достоверных предположениях о его личности. Они возникают путем синтезирования собственных отрывочных наблюдений и каких – то сведений, полученных из других источников. Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называется персонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основывается на еще не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к «симпатичному» или «антипатичному», «приятному» или «противному», «своему» или «чужому».

Проведенное в США изучение отношения к лидерам различных группировок показало: собственный лидер обычно персонифицируется как человек честный, искренний, мужественный и т.д., тогда как лидеру враждебной партии приписываются прямо противоположные качества. Один и тот же пропагандистский материал может быть воспринят по – разному, может вызвать совершенно различные реакции в зависимости от того, как персонифицируется источник информации. Одно дело, если сообщение исходит явно от врага, совершенно другое - если от беспристрастного наблюдателя или друга.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы « читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»[8] .

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Прочие материалы:

Диагностика уровня развития эстетических норм
Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков. Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых бы ...

Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...

Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...