Восприятие и познание человека человеком

Психология развития » Восприятие и познание человека человеком

Страница 6

Таким образом, хотя забота о лице вынуждает человека сосредоточиться на поминутных действиях, для сохранения своего лица он должен приподняться над тем, что происходит здесь – и - сейчас и учесть свое место в социальном мире. Возможность сохранить лицо в конкретной ситуации имеет воздержавшийся в прошлом от действий, которые трудно было бы оправдать в дальнейшем. Человек боится потерять лицо в конкретной ситуации еще и потому, что другие могут использовать – это как повод не считаться с его чувствами в будущем. Встреча с людьми, с которыми ему больше не придется иметь дело, позволяет создавать возвышенный образ, не переживая за то, что этот образ может быть дискредитирован в будущем, не опасаясь чувства унижения, которое сделало бы последующие встречи с данными людьми затруднительными.

Можно сказать, что человек имеет ложное лицо, если появляется информация о каких – то его социальных качествах, которые даже при большом желании невозможно совместить с проводимой им линией поведения. Если человек не придерживается той линии, которую ожидают от него участники взаимодействия, то можно сказать, что он потерял лицо. Цель многих розыгрышей состоит в том, чтобы человек продемонстрировал ложное лицо или потерял лицо, однако, разумеется, серьезнее те случаи, когда человек сам обнаруживает, что ситуация явно вышла из–под контроля.

От члена любой группы ожидают не только самоуважения, но и определенной чуткости. Предполагается, что он готов пойти на много, чтобы пощадить чувства и спасти лицо других людей. При этом ожидается, что он делает это с готовностью и не раздумывая, поскольку эмоциально идентифицирует себя с другими людьми и с их чувствами. Именно поэтому он желает быть свидетелем потери лица другими. Человек, являющийся свидетелем унижений другого и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе репутацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взирать на действия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесстыдным».

Комбинированный эффект действия правила самоуважения и правила тактичности и внимания к другим состоит в том, что человек стремится вести себя во время встреч так, чтобы сохранить собственное лицо и лица других присутствующих.

Внешность человека воспринимается другим человеком, как некоторая « совокупность анатомических функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно – чувственному отражению» [14]. Важно то, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

Первый вопрос, который возникает при встречи с незнакомым человеком: кто он? – относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм, прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Прочие материалы:

Воображение и его развитие
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует, прежде всего, накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания о ...

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общени ...

Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики. Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям" Опросник пред ...