3. 3. Тут же можно порассуждать на тему вражды между людьми. Во-первых, потому, что эти отношения – антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе выражения дружеских и других несложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на различных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений. Но вместе с тем вражда не зависима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.
Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в периоды революционных преобразований такие отношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные.
Люди, обладающие разным жизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно, конечно, еще не ведет к вражде. Но, усугубляясь желанием во что бы то ни стало обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей.
Потенциально конфликтной является ситуация в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомое соответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга.
Возникшая вражда всякий раз вызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку на противодействие. В результате все его поведение в отношении другого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить ему неприятности.
Вражда между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так же связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются весьма устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно исключить; это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.
Следовательно, сознание и мышление – это своеобразное обобщение личностью того способа жизни, которого она сумела достичь в конкретных условиях. Именно в способности человека рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, строить планы на будущее и состоит существенное отличие человека как вида. Кроме того, каждому человеку присуще такое явление как эмоции, отражающие отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Заключение
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания и она всецело направлена на достижение какого – то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.
Главными видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение и труд.
Прочие материалы:
Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой
группе
Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы ...
Проблемы реабилитации подростков
В настоящее время в России перед учеными и практиками остро встает проблема увеличения числа детей и подростков группы риска, их безнадзорности, дезадаптации, девиантного, делинквентного поведения. Исследования указывают на то, что наибол ...
Результаты исследования и их интерпретация.
В обследовании принимали участие дети в возрасте от 8 до 16 лет, проживающие в г. Воркута. Обследование проводилось в 2007 учебном году в МОУ ДОД «Детская школа искусства» и в МОУ «СОШ №5». Обследование прошли 60 человек, обучающиеся в де ...
Навигация