Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования

Психология развития » Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования » Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования

Страница 2

Стрессовое состояние начинается не сразу, оно имеет свою динамику, этапы развития:

· Начальный этап связан с психологическими проявлениями в виде чувства беспокойства, напряжения, вызванного, например, ожиданием важного события, его затягивания;

· На следующем этапе происходит уже комплексная перестройка организма, мобилизация всех его сил. Это основная фаза сопротивления организма стрессогенным факторам;

· И наконец, в случае затягивания стрессовой ситуации происходит истощение сил организма, его заболевания. Этот этап наступает тогда, когда ресурсов организма не хватило для его перестройки. Это как раз и есть деструктивный стресс или дистресс, который имеет для человека особо тяжкие последствия.

Отсюда ясно, насколько важно для любого человека, особенно ориентирующегося на самосовершенствование, грамотно использовать методы самозащиты от деструктивного стресса.

Для успеха этого дела необходимо, прежде всего, учесть некоторые исходные требования к процессы регулирования стрессовых ситуаций:

· Нельзя рассчитывать на возможность привыкания к стрессогенным факторам.

· Не следует рассчитывать и на то, что удастся полностью устранить стрессы из жизни, поскольку они – ее неразлучные спутники.

· Поэтому противодействие стрессам должно иметь своей целью не абсолютное их устранение, а лишь ослабление, насколько это возможно, их деструктивных последствий.

С учетом этих исходных правил и следует противостоять стрессу используя разнообразные методы в соответствии с его структурой:

· На физическом уровне – это такие элементарные приемы, как ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятие любимым делом, разумное ограничение деловых встреч и поездок.

· На эмоциональном уровне повышение стрессоустойчивости способствует посещение театров, концертов. Кроме того, при столкновении со стрессовой ситуацией полезно переключать внимание на эмоционально более приятную для вас тему.

· На интеллектуальном уровне, планируя свое самообразование, работу, жизнь, следует ставить перед собой такие задачи, чтобы не надорваться при их достижении.

· Нужно учиться постоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус. Кроме указанных способов с этой целью целесообразна использовать различные системы психофизического саморегулирования (СПС).

Современные СПС исходят из утвердившегося в психологии представления, что психические и физические начала в организме человека находятся в нерасторжимом единстве. Исходя из этого, психологи и предлагают комплексы самоуправления организмом на основе использования особого набора упражнений для оздоровления нервной системы организма, души и тела, повышения жизненного тонуса.

Эти комплексы упражнений достаточно просты и представляют собой систему команд, которые человек отдает сам себе.

Вместе с тем следует помнить, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому наилучший способ борьбы с тяжелыми последствиями стресса – его профилактика, заблаговременное предупреждение. Для этого следует придерживаться не стрессового стиля жизни.

Его основные характеристики состоят в следующем:

· Заблаговременное освоение указанных методов преодоления деструктивного стресса и их комплексное использование в случае его возникновения;

· Возможно более полное распознавание своих способностей и возможностей и постановка на этой основе посильных, реальных жизненных задач;

· Признание невозможности достижения во всем совершенства и допущение возможности как удач, так и неудач, ошибок, умение в сложных обстоятельствах не терять чувства юмора;

· Стремление участвовать в работе, которая интересна, достойно оплачивается и приносит чувство удовлетворения;

· Дозирование своей деятельности, работы, учебы таким образом ,чтобы периоды большой нагрузки и даже некоторого перенапряжения чередовались с периодами передышки, отдыха;

· Постоянное внимание к своей физической форме, регулярное и разнообразное питание, исключение злоупотребления курением, алкоголем, а лучше всего – полный отказ от них.

· Стремление найти таких друзей, которые оказывают на вас позитивное воздействие, и избегать таких связей, которые наоборот ведут к депрессии.

· Умение радоваться жизни, несмотря на ее суровость, находить наслаждение даже в тех небольших подарках, которые она нам иногда преподносит.

Конечно, важно не только знать, что делать, чтобы не стать жертвой стресса, но не менее важно ясно представлять и то, что не нужно делать, видеть те опасности и угрозы, совокупность которых характеризуется как стрессовый образ жизни. Подобный образ жизни складывается, если человек:

· Участвует в скучной, неинтересной , раздражающей работе.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Игра в процессе обучения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы ...

Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понят ...

Воображение: сущность и виды
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания. Благодаря воображению человек творит, разумн ...