Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования
Применение труда в коррекционной школе дает возможность более глубоко и в то же время широко охватить учащихся воспитательной работой.
Воспитательная роль труда в школе заключается, прежде всего, в том, что по этой линии работы, как уже указывалось, особенно ярко осуществляется специальная задача школы - коррекционное воспитание. Во-вторых, труд - одно из средств осуществления наглядности обучения. Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими — все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.
Вводя возможно рано коллективные работы, а на поздних ступенях и разделение труда, этими мероприятиями, развертывающимися в общешкольном масштабе, вырабатываются у ребенка прочные установки на коллектив, как мощную производственную организацию, гораздо более сильную, чем простая сумма составляющих ее индивидуумов.
Привычка бережно обращаться с инструментом, с материалом есть прочная база для воспитания бережного отношения к социалистической собственности. Положил рубанок на рашпиль - рубанок оказывается испорченным, положил на верстак стамеску и долото - они затупились.
Тот огромный интерес, который учащиеся проявляют к труду, будет служить основанием к выработке у них правильного отношения к этому виду деятельности.
Труд - дело чести, доблести, геройства - это основное положение должно быть распространено на все виды труда в школе: как на труд умственный, так и на труд физический. «Сначала поработай головой, а потом работа руками пойдет как по маслу», - говорил старый мастер Макаров. В этих словах старого производственника выражена замечательная мысль о ликвидации грани между умственным и физическим трудом. Это должен глубоко осознать учитель труда. В правильной организации работы, в ее продуманности, в согласовании частей лежат огромные корригирующие возможности для ребенка-олигофрена, и их надо использовать.
Ученику понятны конкретные задачи труда. Он понимает значимость этой работы, овладевает приемами выполнения, проверяет и оценивает свою работу, как в процессе ее, так и в целом.
Задание, которое дается ученику, может носить разнообразный характер:
- ученику дается объект и требуется воспроизвести точно такой же - сделать копию вещи;
- ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в другом масштабе;
- ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в иных пропорциях;
- ученику даются только размеры. Вещь требуется сделать по памяти;
- ученик получает технический рисунок или рабочий чертеж. По ним требуется изготовить вещь.
Во всех этих случаях для осуществления технологического процесса необходимо, чтобы ученик обладал определенной степенью развития воображения. Только ясно представляя себе, что требуется выполнить, можно осуществить это выполнение.
Прочие материалы:
Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой
деятельности
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа ...
Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста
Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умств ...
Функции воображения
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это в ...
Навигация