Проблема агрессивности личности в психологии

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одной из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками. Эти трудности могут быть результатом социально-познавательного дефицита, ведущего к отвержению сверстниками. Другая точка зрения основывается на том, что агрессивные дети могут развивать дружеские отношения и быть включенными в социальную структуру, как и любые другие дети. Кроме того, друзья в этом случае сходны в проявлении агрессивных реакций. Таким образом, выдвигается предположение, что агрессивные дети склонны вступать в контакт с агрессивными сверстниками.[12]

Существует мнение о различии в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в различные периоды их развития. Однако эти позиции не обязательно должны быть рассмотрены как противоположные, они могут отражать разнородность социального положения агрессивных детей.

Важным является тот факт, что агрессия и агрессивное поведение может проявляться не только в агрессивной ситуации, посредством которой разрешаются социальные проблемы агрессивных детей, но и разрешение конфликтов среди неагрессивных девочек и мальчиков.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но мотивационные компоненты прямо противоположны.

Прочие материалы:

Младший школьный возраст
В период от 6-7 лет до 9-10 лет существенно изменяются структуры и функциональные возможности мозга ребенка. Генеральная линия психофизиологического созревания состоит в следующем: совершенствуется морфофункциональная организация коры и ...

Временные рамки пубертата
Время начала подросткового возраста варьирует и больше зависит от костного возраста (физиологического), чем от хронологического, а также определяется наследственными и средовыми факторами. Имеются различия в хронологических рамках взросл ...

Картина мира у детей
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который А.Н. Леонтьев определяет как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В этом понимании образ мира являет ...