Что формирует личность: наследственность или среда?

Психология развития » Воспитание как процесс развития личности » Что формирует личность: наследственность или среда?

Страница 2

Относительная важность рассмотренных типов взаимодействия личности и окружения меняется в процессе развития. Связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически полностью ограничен домашней средой. Когда ребенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь ослабевает, а влияние проактивного взаимодействия возрастает, хотя реактивное и вызванное взаимодействия, как отмечалось, сохраняют свою важность в течение всей жизни.

Воспитание человека не заканчивается в семье, школе, техникуме и институте. Оно продолжается и в трудовых коллективах. Воспитательное воздействие здесь чрезвычайно многогранно: от организации рабочего места до морально-психологической атмосферы в подразделениях и на предприятии в целом. «Суть производственного воспитания,- пишет психолог В. М. Шепель,- развитие коллективистического начала в сознании и поведении людей, формировании у них социальной ответственности за осуществление своих прав и обязанностей».

Человек как биологический индивид рождается один раз, но как личность он рождается дважды. Первый раз это происходит тогда, когда ребенок начинает говорить «я». Словесное обозначение себя местоимением «я» - это не просто овладение грамматическим понятием, а языковая форма выражения качественного скачка в развитии психики, связанного с идентификацией себя с «я», выделением себя из окружения, противопоставлением себя другим людям и сопоставлением себя с ними.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Восприятие и познание человека человеком
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается во ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги» Цель данного цикла — на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотив ...

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, ...