Воспитание как процесс развития личности

Психология развития » Воспитание как процесс развития личности

Каждый человек, взрослый или новорожденный, представляет собой индивид – биологическую особь. Новорожденный ребенок является только индивидом. Вступая в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, социальным существом, то есть личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. При этом сознание понимается не как пассивное знание об окружающем мире, а как активная психическая форма отражения реальной действительности, свойственная только личности.

Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

А. С. Макаренко

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Прочие материалы:

Диагностика уровня развития эстетических норм
Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков. Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых бы ...

Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей
Изучение ценностей старшеклассников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собст ...

Бланшфлер
Многие люди совершают свое странствие в жизни, твердо веря в его необходимость, но слабо осознавая психологически, зачем они отправились в это странствие или когда оно могло их увлечь. Иногда у них есть определенная цель, но они не могут ...