Типы исследований любви в психологии

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Типы исследований любви в психологии

Страница 4

В работе Н.П. Ильченко с соавторами [151, c.228-229] рассматривались мотивы вступления в половую жизнь юношей и девушек. Результаты опроса выявили значительные различия в мотивах девушек и юношей. У юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев любовь к партнеру в качестве причин для первого сношения назвали 48% женщин и только 25% мужчин (Laumann et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива любопытства и недооценивают мотив "сильное сексуальное влечение", так как сами этого не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива "любовь" [151, c.228-229].

Во вторую группу исследований любви, изучающих ее наряду с другими психологическими феноменами, вошел ряд психосемантических исследований. Это исследования Е.С. Шильштейна [405, 406], в которых для исследования образа Я респондентов, были составлены две семантические матрицы: роли по Дж. Келли - конструкты и цвета-конструкты. Конструкты включали в себя свободные конструкты, задаваемые самими респондентами (например, ведущая ценность, качество, которого мне не хватает в других людях, и другие) и заданные исследователем конструкты (Любовь, Здоровье, Красота, Ум, Счастье, Сексуальность, Идеализация, Симпатия, Уважение). Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. при исследовании интрапсихических моделей межличностного взаимодействия [158] выявили, что респонденты хотели бы в отношениях:

чувствовать себя любимыми и близкими другим людям (первый главный фактор);

чувствовать взаимоуважение и доверие;

ощущать независимость и уверенность в себе;

удовлетворять потребность в контроле и дистанцировании.

Категория "быть любимым" использовалась в тесте наряду с такими категориями, как "уважать других", "быть независимым", "доверять себе" (всего 22 категории), и оказалась наиболее значимой для респондентов: вошла в первый фактор с максимальным весом.

Наконец, исследования любви второй группы включают в себя исследования, основным методом которых был клинический, психиатрический метод [212] - наблюдение за пациентом в ходе психотерапии или психиатрического лечения. На основе такого наблюдения создано большинство психоаналитических, гештальт- и гуманистических концепций любви. Данные о любви, полученные этим методом, не отрывают любовь от других психологических феноменов клиента/ пациента, рассматривают ее в контексте его жизни в целом, высвечивают паттерны взаимодействия с людьми, реализуемые в близких отношениях. Однако интерпретация полученной от клиента феноменологии зависит от теоретических взглядов терапевта/ психиатра, вписывается в его психологическую концепцию и редко остается объективной. К тому же, такие интерпретации любви носят очевидный клинический характер: высвечивается скорее патология любви, чем ее норма.

В третью группу психологических исследований любви входят работы в области гендерной психологии, психологии семьи, психологии общения, медицинской психологии, зоопсихологии, психологии эмоций, напрямую не исследующие категорию "любовь", но предоставляющие важные данные для понимания отношений между мужчиной и женщиной.

Зоопсихологические исследования (К. Лоренц [232], О. Вейнингер [66], В.Р. Дольник [113], Д. Дьюсбери [120], Р. Шовен [415], М.А. Дерягина, М.Л. Бутовская [106], Я. Дембовский [104], Г. и К. Деккерт [103], Р. Хайнд [380], О. Меннинг [251], Е.Н. Панов [275], С. Керригер [166], И.Ф. Заянчковский [136], Б.П. Мантейфель [245]) рассматривают явления моногамности/ полигамности у различных видов животных, в том числе у приматов, как наиболее близких к человеку. Интересной является гипотеза В.А. Геодакяна [89] о том, что "обладая более широким каналом связи с потомством, особи мужского пола стремятся полнее использовать свои потенциальные возможности и оставить больше потомства, поэтому они проявляют большую склонность к полигамным тенденциям. А женские особи, обладая узким каналом связи, больше тяготеют к моногамным тенденциям, обеспечивающим уход за потомством" [89, c.66].В.Р. Дольник [113] в книге "Непослушное дитя биосферы" показывает, как трансформировались стадии и ритуалы ухаживания, программы выбора партнера, присущие животным, у человека (например, что общего между ритуальным кормлением самки самцом и походом в ресторан). Кроме того, зоопсихологические исследования сравнивают стратегии ухода за потомством у разных видов животных, анализируют, как сексуальное поведение связано с поведением доминирования. Исследования в области зоопсихологии основаны на методе наблюдения (реже эксперимента).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и ...

История учений о темпераменте. Теории темперамента
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа вели ...

Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания". Выд ...