Типы исследований любви в психологии

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Типы исследований любви в психологии

Страница 4

В работе Н.П. Ильченко с соавторами [151, c.228-229] рассматривались мотивы вступления в половую жизнь юношей и девушек. Результаты опроса выявили значительные различия в мотивах девушек и юношей. У юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев любовь к партнеру в качестве причин для первого сношения назвали 48% женщин и только 25% мужчин (Laumann et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива любопытства и недооценивают мотив "сильное сексуальное влечение", так как сами этого не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива "любовь" [151, c.228-229].

Во вторую группу исследований любви, изучающих ее наряду с другими психологическими феноменами, вошел ряд психосемантических исследований. Это исследования Е.С. Шильштейна [405, 406], в которых для исследования образа Я респондентов, были составлены две семантические матрицы: роли по Дж. Келли - конструкты и цвета-конструкты. Конструкты включали в себя свободные конструкты, задаваемые самими респондентами (например, ведущая ценность, качество, которого мне не хватает в других людях, и другие) и заданные исследователем конструкты (Любовь, Здоровье, Красота, Ум, Счастье, Сексуальность, Идеализация, Симпатия, Уважение). Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. при исследовании интрапсихических моделей межличностного взаимодействия [158] выявили, что респонденты хотели бы в отношениях:

чувствовать себя любимыми и близкими другим людям (первый главный фактор);

чувствовать взаимоуважение и доверие;

ощущать независимость и уверенность в себе;

удовлетворять потребность в контроле и дистанцировании.

Категория "быть любимым" использовалась в тесте наряду с такими категориями, как "уважать других", "быть независимым", "доверять себе" (всего 22 категории), и оказалась наиболее значимой для респондентов: вошла в первый фактор с максимальным весом.

Наконец, исследования любви второй группы включают в себя исследования, основным методом которых был клинический, психиатрический метод [212] - наблюдение за пациентом в ходе психотерапии или психиатрического лечения. На основе такого наблюдения создано большинство психоаналитических, гештальт- и гуманистических концепций любви. Данные о любви, полученные этим методом, не отрывают любовь от других психологических феноменов клиента/ пациента, рассматривают ее в контексте его жизни в целом, высвечивают паттерны взаимодействия с людьми, реализуемые в близких отношениях. Однако интерпретация полученной от клиента феноменологии зависит от теоретических взглядов терапевта/ психиатра, вписывается в его психологическую концепцию и редко остается объективной. К тому же, такие интерпретации любви носят очевидный клинический характер: высвечивается скорее патология любви, чем ее норма.

В третью группу психологических исследований любви входят работы в области гендерной психологии, психологии семьи, психологии общения, медицинской психологии, зоопсихологии, психологии эмоций, напрямую не исследующие категорию "любовь", но предоставляющие важные данные для понимания отношений между мужчиной и женщиной.

Зоопсихологические исследования (К. Лоренц [232], О. Вейнингер [66], В.Р. Дольник [113], Д. Дьюсбери [120], Р. Шовен [415], М.А. Дерягина, М.Л. Бутовская [106], Я. Дембовский [104], Г. и К. Деккерт [103], Р. Хайнд [380], О. Меннинг [251], Е.Н. Панов [275], С. Керригер [166], И.Ф. Заянчковский [136], Б.П. Мантейфель [245]) рассматривают явления моногамности/ полигамности у различных видов животных, в том числе у приматов, как наиболее близких к человеку. Интересной является гипотеза В.А. Геодакяна [89] о том, что "обладая более широким каналом связи с потомством, особи мужского пола стремятся полнее использовать свои потенциальные возможности и оставить больше потомства, поэтому они проявляют большую склонность к полигамным тенденциям. А женские особи, обладая узким каналом связи, больше тяготеют к моногамным тенденциям, обеспечивающим уход за потомством" [89, c.66].В.Р. Дольник [113] в книге "Непослушное дитя биосферы" показывает, как трансформировались стадии и ритуалы ухаживания, программы выбора партнера, присущие животным, у человека (например, что общего между ритуальным кормлением самки самцом и походом в ресторан). Кроме того, зоопсихологические исследования сравнивают стратегии ухода за потомством у разных видов животных, анализируют, как сексуальное поведение связано с поведением доминирования. Исследования в области зоопсихологии основаны на методе наблюдения (реже эксперимента).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Пути создания воспитывающих ситуаций для формирования адекватной самооценки младших школьников
Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью, поэтому он нуждается в педагогической поддержки. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть «подтолкнуть», не дать потерять веру в себя. Именно от победы над собой, ...

Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чут ...

Возможность целенаправленного формирования внимания
Развитие внимания у детей проходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Характерная черта внимания детей младшего дошкольного возраста – значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой иг ...