Типы исследований любви в психологии

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Типы исследований любви в психологии

Страница 6

Исследования в области психологии семьи посвящены не только изучению образов-идеалов, но и выявлению проблем и конфликтов в построении близких отношений. По данным анкеты брачных интенций (Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. [55]) женщины, испытывающие затруднения при вступлении в брак, в первую очередь ожидают от брака: опоры в трудную минуту, избавления от одиночества, счастья материнства, интимной жизни и налаженного быта. Первые две интенции напрямую связаны с решением собственных психологических проблем. Исследование В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой [214] показало, что, чтобы избежать конфликтов в семье, оценка супругом партнера должна быть выше его самооценки и предъявляемых ему ожиданий. Интересное исследование провел В.Е. Семенов [151]. Проанализировав литературные произведения о любви и браке, он показал, что видение автором семьи зависит от его пола. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены - как скромной, заботливой подруги, не блещущей способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, если же живет его интересами, то в роли помощницы, секретаря. В cвою очередь женщины - писательницы создали эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный муж. Брак в их описании обычно не удачен и кончается разводом [151, с.254-256].

В гендерной психологии объектом исследований, как правило, выступают, гендерные авто и гетеростереотипы (представления о своем и противоположном поле). Классическим экспериментом в гендерной психологии является эксперимент с младенцами. Женщин, не знакомых с полом ребенка, просили посидеть с ним какое-то время. Миловидных младенцев участницы эксперимента обычно считали девочками и описывали их как "хорошеньких и красивеньких". Менее миловидных младенцев считали мальчиками и характеризовали их как настороженных, уверенных и сильных [40, 151]. Если плакал мальчик, женщины, участвовавшие в эксперименте, считали, что он гневается. Если плакала девочка, то считалось, что она испугана (Ю.Е. Алешина [9]).

Эксперименты Мартина и Халверсона (Martin, Halverson, 1981) показали, что в детстве мы в первую очередь делим людей на мужчин и женщин [40]. Гросс и Маркус [40] в экспериментальном исследовании показали, что люди всегда помнят мужчина или женщина был встреченный ими человек (Gross&Markus, 1993). Таким образом, гендер является универсальной категорий социального взаимодействия. Стереотипный образ мужчины включает такие характеристики, как сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный на достижения, инструментальный. Стереотипное представление о женщине наделяет ее такими качествами, как слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентирующаяся на других, экспрессивная (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович [9]). Если женщина проявляет тягу к достижениям, отмечает Г.В. Турецкая [360], то ей приходится разрываться между стремлением сделать карьеру и привязанностью к противоположному полу. Исследование деловых женщин показало наличие у них страха успеха: 48,48% успешных женщин связали профессиональный рост с тревогой за сохранение семьи, 66,7% ощущают недостаток своей женственности, большинство из опрошенных недооценивают свои достижения.

И.В. Грошев [97,98,99], анализируя полоролевые стереотипы в рекламе, показал, что мужской образ в рекламе включает набор черт, связанных с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, авторитетность, активностью, эффективностью. Женщина в рекламе изображается пассивной, излишне эмоциональной, с меньшим когнитивным уровнем и притязаниями, демонстрирующей лишь социальные и коммуникативные умения. Мужчине в рекламе отводится роль руководителя, наставника, учителя (эксперта товаров), женщине - роль фона для товаров, подчеркивающего его престижность. Зависимое положение женщины в рекламе подчеркивается разницей в комплекции и росте, по сравнению с мужчинами, положением ее фигуры в пространстве, несерьезной одеждой. Мужчина изображается динамически, женщина статично (лежа, сидя). Подчеркивается женская заботливость, социальная аффективность, мужская компетентность, сила. Дети разного пола также изображаются по-разному. Девочки представляются пассивными, зависимыми, хорошенькими, мальчики - активными, находчивыми, сообразительными, смелыми, хитрыми, более автономными, они чаще помещаются во взрослую жизнь.

Анализ русских сказок (Люсин В.И. [236]) и русской литературы (Жеребкина И.А. [129], Моисеева Л.П. [257], Иваницкий В. [145]) показал устойчивость архетипов женского и мужского поведения. Комплексное исследование личностных особенностей мужчин и женщин, проведенное Визгиной А.В., Пантилеевым С.Р. [67], показало, что женственность (5 шкала MMPI) связана с мягкостью, чувствительностью, капризностью, мечтательностью, неуверенностью в себе, эстетической ориентацией, импульсивностью и некоторой демонстративностью. Демонстративность оказалась связана с высокой самооценкой и самопринятием женщин. Напротив, у мужчин демонстративность связана с психологическим неблагополучием. Мужчинам более свойственен внутренний локус контроля, рациональность, трезвость, практичность, некоторая толстокожесть, самопривязанность и отрицание любых симптомов дезадаптации. Мужчины сверхнормативны, эмоционально устойчивы и довольны собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Исследование влияния ведущей деятельности на успеваемость учащихся по физике
Исследование влияния ведущей деятельности проходило на базе лицея им. М.В. Ломоносова г. Йошкар-Олы с учащимися 8 «В» класса. Исследование проводилось в 4 этапа. Первый этап проходил с октября 2006 года по декабрь 2006 года, на котором и ...

Отличие восприятия от ощущений
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[1.165]. Способность ощущать дана нам и всем ...

Анализ информационных связей и симплекс-модели
Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторн ...