Типы исследований любви в психологии

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Типы исследований любви в психологии

Страница 6

Исследования в области психологии семьи посвящены не только изучению образов-идеалов, но и выявлению проблем и конфликтов в построении близких отношений. По данным анкеты брачных интенций (Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. [55]) женщины, испытывающие затруднения при вступлении в брак, в первую очередь ожидают от брака: опоры в трудную минуту, избавления от одиночества, счастья материнства, интимной жизни и налаженного быта. Первые две интенции напрямую связаны с решением собственных психологических проблем. Исследование В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой [214] показало, что, чтобы избежать конфликтов в семье, оценка супругом партнера должна быть выше его самооценки и предъявляемых ему ожиданий. Интересное исследование провел В.Е. Семенов [151]. Проанализировав литературные произведения о любви и браке, он показал, что видение автором семьи зависит от его пола. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены - как скромной, заботливой подруги, не блещущей способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, если же живет его интересами, то в роли помощницы, секретаря. В cвою очередь женщины - писательницы создали эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный муж. Брак в их описании обычно не удачен и кончается разводом [151, с.254-256].

В гендерной психологии объектом исследований, как правило, выступают, гендерные авто и гетеростереотипы (представления о своем и противоположном поле). Классическим экспериментом в гендерной психологии является эксперимент с младенцами. Женщин, не знакомых с полом ребенка, просили посидеть с ним какое-то время. Миловидных младенцев участницы эксперимента обычно считали девочками и описывали их как "хорошеньких и красивеньких". Менее миловидных младенцев считали мальчиками и характеризовали их как настороженных, уверенных и сильных [40, 151]. Если плакал мальчик, женщины, участвовавшие в эксперименте, считали, что он гневается. Если плакала девочка, то считалось, что она испугана (Ю.Е. Алешина [9]).

Эксперименты Мартина и Халверсона (Martin, Halverson, 1981) показали, что в детстве мы в первую очередь делим людей на мужчин и женщин [40]. Гросс и Маркус [40] в экспериментальном исследовании показали, что люди всегда помнят мужчина или женщина был встреченный ими человек (Gross&Markus, 1993). Таким образом, гендер является универсальной категорий социального взаимодействия. Стереотипный образ мужчины включает такие характеристики, как сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный на достижения, инструментальный. Стереотипное представление о женщине наделяет ее такими качествами, как слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентирующаяся на других, экспрессивная (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович [9]). Если женщина проявляет тягу к достижениям, отмечает Г.В. Турецкая [360], то ей приходится разрываться между стремлением сделать карьеру и привязанностью к противоположному полу. Исследование деловых женщин показало наличие у них страха успеха: 48,48% успешных женщин связали профессиональный рост с тревогой за сохранение семьи, 66,7% ощущают недостаток своей женственности, большинство из опрошенных недооценивают свои достижения.

И.В. Грошев [97,98,99], анализируя полоролевые стереотипы в рекламе, показал, что мужской образ в рекламе включает набор черт, связанных с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, авторитетность, активностью, эффективностью. Женщина в рекламе изображается пассивной, излишне эмоциональной, с меньшим когнитивным уровнем и притязаниями, демонстрирующей лишь социальные и коммуникативные умения. Мужчине в рекламе отводится роль руководителя, наставника, учителя (эксперта товаров), женщине - роль фона для товаров, подчеркивающего его престижность. Зависимое положение женщины в рекламе подчеркивается разницей в комплекции и росте, по сравнению с мужчинами, положением ее фигуры в пространстве, несерьезной одеждой. Мужчина изображается динамически, женщина статично (лежа, сидя). Подчеркивается женская заботливость, социальная аффективность, мужская компетентность, сила. Дети разного пола также изображаются по-разному. Девочки представляются пассивными, зависимыми, хорошенькими, мальчики - активными, находчивыми, сообразительными, смелыми, хитрыми, более автономными, они чаще помещаются во взрослую жизнь.

Анализ русских сказок (Люсин В.И. [236]) и русской литературы (Жеребкина И.А. [129], Моисеева Л.П. [257], Иваницкий В. [145]) показал устойчивость архетипов женского и мужского поведения. Комплексное исследование личностных особенностей мужчин и женщин, проведенное Визгиной А.В., Пантилеевым С.Р. [67], показало, что женственность (5 шкала MMPI) связана с мягкостью, чувствительностью, капризностью, мечтательностью, неуверенностью в себе, эстетической ориентацией, импульсивностью и некоторой демонстративностью. Демонстративность оказалась связана с высокой самооценкой и самопринятием женщин. Напротив, у мужчин демонстративность связана с психологическим неблагополучием. Мужчинам более свойственен внутренний локус контроля, рациональность, трезвость, практичность, некоторая толстокожесть, самопривязанность и отрицание любых симптомов дезадаптации. Мужчины сверхнормативны, эмоционально устойчивы и довольны собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихи ...

Общение при стрессе
Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной че ...

Поведенческая психотерапия
Ее развитие связано с именами Дж. Вольпе, М.Б. Шапиро и Б.Ф. Скиннера. Требует меньше времени, чем другие виды психотерапии, однако имеет больше ограничений для применения, Наиболее эффективен данный метод для ограниченных симптомов, а не ...